«Четыре самодура» / «Четыре грубияна» / «Четыре деспота» (итал. I quatro rusteghi) — опера (комедия на музыке) Эрманно Вольфа-Феррари в 3 действиях, итальянское либретто Л. Суганы и Дж. Пиццолато по комедии К. Гольдони «Самодуры».
Премьера на немецком языке: Мюнхен, 19 марта 1904 г., под управлением Ф. Моттля; на итальянском языке — Милан, театр «Ла Скала», 2 июня 1906 г.; на русской сцене: Свердловск, 16 февраля 1928 г. (под названием «Четыре деспота»); Москва, Большой театр, 31 марта 1933 г.; Пермь, 16 июня 1956 г. (под названием «Четыре грубияна»).
Антиквар Лунардо помыкает женой и дочерью. Все удовольствия и развлечения им запрещены. Лунардо задумал выдать дочь Лючьету за Филипето, но не хочет, чтобы она увидела мужа до венчания. Филипето — сын купца Маурицио, закадычного приятеля Лунардо и такого же грубияна — противится браку с девушкой, которой не видел, и ищет защиты у тетки Марины. Однако ее муж, купец Симон, который может в своем тиранстве поспорить с первыми двумя грубиянами, выставляет юношу за дверь. В гости к Марине приходит горожанин Канчан с женой Феличе и граф Риккардо. Хотя Канчан славится своей грубостью, он под башмаком у жены.
Феличе и ее поклонник Риккардо решают помочь молодым и одурачить старых грубиянов. Лючьета и ее мать наряжаются, чем вызывают недовольство Лунардо. Приходят Марина и Симон, они вмешиваются в ссору, которая разрастается при приходе Феличе. Мужья спасаются бегством. Феличе нашла способ познакомить жениха и невесту до свадьбы, устроив маскарад. Граф Риккардо приводит переодетого в женское платье Филипето. Молодые люди нравятся друг другу, но вернувшиеся Лунардо и Маурицио разгадывают хитрость и приходят в ярость. Все четыре грубияна раздумывают о том, как бы наказать жен, и решают прибегнуть к дубинке, но хитрая Феличе обуздывает мужа, а затем и остальных. Мужья капитулируют, а Лючьета и Филипето готовы пожениться.
«Четыре грубияна» — одна из лучших комических опер Вольфа-Феррари. Проникнутое венецианской песенностью, произведение творчески развивает принципы россиниевской оперы-буффа — все ее основные элементы органически претворены композитором. Выразительна мелодика, мастерски построены арии и ансамбли, в частности сцена ссоры. Полна очарования лирика молодой любви. Но ярче всего запечатлены фигуры Феличе и грубиянов.
А. Гозенпуд