Violinkonzerte
Скрипичные концерты (a-moll, E-dur, d-moll, G-dur и двойной d-moll'ный) представляют жанр, созданный Бахом на грани его камерной и оркестровой музыки. Сопровождающий ансамбль вряд ли мог быть назван оркестром даже в те времена: он состоял обычно из двух скрипок, альта и чембало (партия continuo). В то же время концерт для скрипки G-dur со струнными, флейтами и continuo уже вошел в оркестровый Бранденбургский цикл.
Об общих принципах баховских концертов, жанровых и стилевых, читайте в статье, посвященной клавирным концертам. Нужно отметить, что «универсализм» инструмента сказался здесь в полной мере, и сольная партия, в смысле скрипичности тематизма и фактуры, менее индивидуализирована, чем в сольных сонатах и партитах. Не случайно все четыре концерта переложены Бахом для клавира. По сравнению с другими жанрами, это — область баховского «крупного штриха»: в трехчастном цикле две большие части, два больших контраста, тематических и тональных; два больших «пласта» фактуры, протянутых через цикл; широкая композиция, активное и блестящее развитие в Allegro, эмоционально впечатляющий лирический разлив в Adagio (Largo, Andante); в финале — крупный и ровный рисунок, энергично «забирающий» плясовой ритм. Помимо того, в различных концертах каждая часть обладает особым своеобразием тематизма и изложения.
В двойном концерте Allegro более других богато контрапунктической разработкой, выполненной в драматически выразительной манере. Первая часть ля-минорного концерта отличается особенным богатством гармонии в модулирующих секвенциях средней части формы. Блестящий и жизнерадостный E-dur'ный концерт с «первого удара смычка» захватывает могучей народностью образов и прежде всего первой празднично-плясовой темы. Появление в сольной партии ритмически контрастной мелодии в тональности доминанты и возвращение обеих тем во второй половине формы (после энергичнейшей «мотивной работы» концертирующих голосов) в главную тонику ми мажор приближает Allegro к сонатной композиции классического стиля.
Примечательно, что для медленных частей скрипичных концертов Бах избрал форму старинных вариаций на остинатный бас, однако в более свободно модулирующем тональном плане. Появление этой формы в баховском концертном цикле эстетически закономерно. В ту пору вариации на ostinato были традиционнейшей композиционной структурой и принципом развития, а корни их почвенно-народны. Видимо, мастер искал здесь решения, наиболее полно отвечавшего жанру, с его направленностью в широкую аудиторию. В Adagio концертов d-moll и E-dur старинные вариации сочетаются с трехчастностью формы.
В первом (g-moll) середину составляют доминантовые и субдоминантовые проведения темы; во втором (cis-moll) в середине формы прерывается basso ostinato, и в образовавшийся тематический «просвет» вливаются новые контрастные гармонии — расцветка лада. Потом пассакалья вступает в свои права, и невыразимо печальный напев возвращается вновь и вновь в эпически невозмутимом движении, как неотвязная мысль или присказка сумрачной легенды. Об этом Adagio восторженно говорил Клод Дебюсси: «Оно так прекрасно, что, право, не знаешь даже, как и расположиться, чтобы достойно воспринять его. И когда выходишь из концерта, невольно удивляешься, что небо в вышине не стало синее, и Парфенон не вырос вдруг перед тобою из-под земли». О финалах концертов уже говорилось не раз, и мы не будем повторять написанного.
К. Розеншильд