Опера Цезаря Кюи «Флибустьер» («У моря»)

Композитор
Дата премьеры
22.01.1894
Жанр
Страна
Россия

«Флибустьер» / «У моря» (фр. Le flibustier) — опера (музыкальная комедия) Ц. Кюи в 3 действиях, французское либретто Ж. Ришпена по его одноименной комедии.

Премьера (под названием «Флибустьер»): Париж, театр «Опера-комик», 22 января 1894 г. Под названием «У моря» издана в России и исполнена на русском языке студентами Московской консерватории под управлением М. Ипполитова-Иванова 2 апреля 1908 г.

Опера сочинялась для Парижа. Решающую роль в этой идее сыграла друг и покровительница Кюи, графиня Л. де Мерси-Аржанто, которой партитура и посвящена. Ришпен, известный французский поэт и драматург, написал стихотворную комедию, не без успеха шедшую на сцене. Кюи положил эту пьесу, написанную александрийским стихом, на музыку, словно повторяя опыт «Каменного гостя» Даргомыжского. Но Ришпен ничуть не походил на Пушкина.

Действие развертывается в Бретани, в семье старого моряка Франсуа Легоэза, младший внук которого, Пьер, пятнадцать лет назад ушел во флибустьеры и пропал без вести. Однако Легоэз и невеста Пьера Жаник не теряют надежды на его возвращение. Тем временем в городок прибывает флибустьер Жакмен, который привозит с собой вещи пропавшего. Легоэз и Жаник принимают его за Пьера, и он не решается сказать им, что считает Пьера погибшим. Жакмен и Жаник полюбили друг друга. Неожиданно возвращается Пьер: оказалось, что он перестал быть пиратом и занялся золотоискательством в Мексике. Легоэз и Пьер, считая Жакмена обманщиком, выгоняют его из дому. Но все заканчивается благополучно: старик Легоэз, понимая причину обмана, дает согласие на брак Жаник и Жакмена — настоящего моряка, а Пьер возвращается к своим золотым приискам.

Пьеса Ришпена названа комедией. В ней нет сильных страстей и характеров. Это произведение эпигонское по отношению к романтикам, подменяющее сентиментальностью большие, героические страсти. Музыка Кюи лишена комедийности, это скорее лирическая драма с главенствующим ариозно-декламационным принципом. Как всегда у этого композитора, она изящна, но лишена драматизма, действенности, контрастности. Преобладает романсное начало. Есть превосходные лирические страницы, прежде всего связанные с образами Жаник, Жакмена, Легоэза. Кюи предполагал, что партия последнего, написанная для баса, заинтересует Шаляпина, однако этого не случилось. Русский оперный театр прошел мимо этого произведения, написанного с оглядкой на традиции французской оперы.

А. Гозенпуд

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама