Kammermusik
Широкий круг произведений для камерного ансамбля различных составов, который создан был в кётенский период, лишь отчасти связан с теми формами музицирования, где Бах участвовал в качестве исполнителя и писать для которых располагали окружавшая музыкальная жизнь и его амплуа. Но, вероятно, здесь действовали и более глубокие импульсы. Мастер обратился к жанрам, где всего интенсивнее происходило накопление и развитие элементов новой музыки XVIII века. Всегда творчески беспокойный, ищущий, устремленный в будущее, он, отчасти подобно Вивальди — с меньшим размахом, но большей глубиной и методичностью, экспериментировал с составами, тембрами, приемами изложения, композиции, развития. Так возникли циклические инвенции для скрипки с сопровождением клавира (их сохранилось четыре), три Трио-сонаты: C-dur для двух скрипок и continuo; G-dur для флейты, скрипки и continuo; G-dur для двух флейт и continuo. К этой группе сочинений можно отнести и три сонаты для флейты с basso continuo: C-dur, e-moll, E-dur (среди духовых Бах к этому инструменту проявил преимущественное внимание).
Мы не будем останавливаться здесь на других произведениях этого рода, а также на тех, которые написаны для флейты и для лютни соло. В них заключено немало музыкальных красот. Но центральное место среди камерных жанров для ансамбля занимают три сонаты для облигатного клавира и флейты, три — для клавира и гамбы, а в особенности — шесть сонат для облигатного клавира и скрипки. По композиционной схеме эти циклы, на первый взгляд, мало отличаются от других сонат. Правда, флейтовые трехчастны, а последняя из шести скрипичных написана в пяти частях. В остальных — то же чередование медленных и быстрых движений, гомофонного и полифонного письма, та же контрастная тональность второй медленной части. Но сходство это скорее внешне: трактовка жанра тут совсем иная. Сухая формула — облигатный или концертирующий (concertato) клавир — выражает целый переворот, произведенный Бахом в камерной музыке. Впервые скромное чембало, с его неизменным узкоподчиненным назначением basso continuo, появилось в небывалой роли не только равноправного, но главного участника ансамбля. Отсюда — черты баховского концертного стиля в партиях обоих инструментов, по крайней мере в Allegro фугированного склада.
Самый характер полифонии претерпел глубокие изменения. Здесь еще было имитационное многоголосие, однако уже не было законченных фуг как самостоятельных частей сонатного цикла. Мелодическая же сфера как у скрипки, так и у клавира, с исчезновением чистой монодии, стала много беднее скрытыми полифоническими голосами. Границы фактуры раздвинулись — и тотчас, как только возникло реальное многоголосие, целый волшебный мир мнимых линий, по необходимости созданный искусством и фантазией художника, побледнел и ушел на второй план. Природа этого явления — не в недостаточности, но в новом качестве стиля. То, что эпизодически обозначалось в гавотах и бурре сольных партит, — то в циклах с облигатным клавиром получило более сильное и цельное развитие. Область фантазийной мелодии свободного метра «мягкого» ритма, неуловимых возникновений, переходов, исчезновений — сузилась; сфера акцентной метрики, периодической повторности и четкой группировки ритмических мотивов стала шире. Это относится не только к тем частям сонаты, где яснее всего выражены танцевальные жанровые связи, тематизм и ритмические фигуры. Пафос сонат с облигатным клавиром — в их несказанно-прекрасных медленных частях — лирических излияниях, могущих поспорить с лучшими патетическими ариями «Страстей».
Вопреки тому, что в этих Adagio и Largo клавирная партия всего меньше концертно развита и больше сопровождает скрипичную мелодию, эти страницы, глубоко субъективные по экспрессии, возможно, послужили источником для Бетховена в Adagio его поздних квартетов и фортепианных сонат. Здесь, особенно в сонатах h-moll, c-moll, f-moll, заключены вдохновеннейшие кульминации баховских сонатных композиций. Возвышаясь в начале цикла как его драматичный пролог, они становятся «вершинами-источниками», интонационными токами которых питается последующее развитие. Выразительность этих сонат, особенно флейтовых, более эмоционально открыта, непосредственна, общительна; в ней меньше самоуглубленного размышления, чем в сольных циклах, а соответственно и тип мелодии иной. Слышится Бах, заглядывающий в «эпоху чувствительности» с сонатами его сына Филиппа Эммануила и «Минной Барнхельм» Лессинга.
К. Розеншильд