Гендель. Оратория «Иуда Маккавей»

Judas Maccabaeus, HWV 63

Композитор
Год создания
1746
Дата премьеры
01.04.1747
Жанр
Страна
Германия
Георг Фридрих Гендель / George Frideric Handel

Состав исполнителей: Иуда Маккавей (тенор), Симон, его брат (бас)
Евполем, посланец Иуды к римскому сенату (бас), Вестник (сопрано)
2 Израильтянина (тенор, бас), 2 Израильтянки (сопрано, альт),
юноши, девушки, народ (хор), оркестр.

История создания

Иуда Маккавей — исторический персонаж, погибший в 160 году до н. э. в борьбе против царствовавшего в Сирии Антиоха IV Епифана. Правление этого тирана, его политика эллинизации Палестины и осквернение Иерусалимского храма вызвали в 167 году восстание иудеев, во главе которого встал священник Маттафия, собравший всех защитников веры. Среди них было и пять его сыновей. После смерти Маттафии в 166 году борьбу возглавил его третий сын Иуда, неоднократно побеждавший сирийцев. После гибели Иуды предводителем стал младший брат, а почти 20 лет спустя — старший, Симон, который и разгромил врагов. Имя Маккавей — «молот на врагов», вначале принадлежавшее только Иуде, впоследствии было распространено на всех защитников веры во времена правления Антиоха Епифана, что нашло свое отражение в Ветхом завете — в 1-й книге Маккавейской. Написанная неизвестным иудеем в конце II века до н. э., она состоит из четырех частей, одна из которых посвящена подвигам Иуды Маккавея. Кроме того, 0 нем рассказывает древнеиудейский историк Иосиф Флавий (ок. 37-ок. 95). Современник другой иудейской войны — против Рима - он был избран жителями Иерусалима военачальником иудеев в Галилее, возглавил их оборону, но затем перешел на сторону римлян и сменил родовое имя бен Маттафия на имя правящих императоров Флавиев. В своем труде «История иудейской войны» он описывает борьбу Маккавеев, начиная от взятия Иерусалима Антиохом Епифаном в 167 году до н. э.

Библия была настольной книгой в эпоху Английской революции середины XVII века, свергнувшей короля Карла I Стюарта. Ее идеологи — пуритане — видели в деяниях современных англичан отражение истории богоизбранного библейского народа. И когда почти век спустя наследник свергнутых Стюартов «молодой претендент» Карл Эдуард, живший во Франции, осенью 1745 года с войсками наемников высадился в Шотландии, и вся Англия поднялась на борьбу с чужеземным вторжением, образы библейских героев, сражавшихся за свободу страны и веру отцов, приобрели особую популярность. Чувства 60-летнего Генделя были едины с чувствами народа страны, ставшей ему родной. Упадка сил, прострации, близкой к душевному расстройству из-за непризнания аристократической публики и угрозы банкротства — всей той бездны, на краю которой он стоял в течение восьми месяцев (с марта по октябрь 1745 года), как не бывало. В ноябре исполняется его «Гимн, написанный для добровольцев города Лондона», в феврале следующего года — «Оратория на случай», либретто которой использует библейские тексты деятеля Английской революции поэта Джона Мильтона, а музыка включает номера из героической народной оратории «Израиль в Египте». В июле 1746 года «Песнью победы над мятежниками его королевского высочества герцога Камберлендского» композитор приветствует возвращение победителя, разгромившего армию Стюарта. И в те же летние месяцы (с 8 или 9 июня по 1 августа) работает над ораторией «Иуда Маккавей», предназначавшейся для праздников в честь победителя.

Либретто оратории принадлежит литератору Томасу Морреллу (1703—1784), который посвятил свою поэму герцогу Камберлендскому. Оратория впервые прозвучала 1 апреля 1747 года в Лондоне, в театре Ковент Гарден, под управлением автора. При жизни Генделя «Иуда Маккавей» имел наибольший успех и исполнялся около 30 раз — больше, чем любая другая его оратория. Это была окончательная победа Генделя, завершившая его 35-летнюю борьбу за признание: он стал славой Англии, первым национальным композитором, получившим широкую, всенародную аудиторию.

Музыка

«Иуда Маккавей» проще других ораторий Генделя: стиль отличается плакатностью, крупным штрихом, подчеркивает массовое героическое начало; сложные многотемные фуги отсутствуют. Контрасты скорби и торжества образованы сопоставлением не отдельных номеров, а больших блоков. Преобладающее число из 66 номеров посвящено переживаниям народа, воплощенных в хорах, ариях и дуэтах безымянных израильтян. Есть лишь два персонифицированных героя. Однако из 20 арий Иуде принадлежат только 5, а Симону — 4; выступают они также в поясняющих ситуации кратких речитативах secco.

Арию Симона «Встань, Божий вождь!» (№9), с типичным для Генделя героическим фанфарным возгласом без сопровождения, подхватывают аккорды следующего хора. Героическая ария Иуды «Вооружись скорей, рука!» (№12) блещет виртуозными пассажами. Идущие одна за другой арии израильтянки и израильтянина и их дуэт (№14—18) воспевают свободу в светлых лирически-пасторальных тонах. Открывающий 2-ю часть оратории хор «Пусть враг падет» (№26) построен на энергичных, размашистых полифонических перекличках голосов. Медленная, печальная певучая мелодия арии израильтянки «Ты пал опять, Израиль!» (№38) излагается вначале виолончелью, а затем развивается в следующем хоре. Ария Симона «Чудесным деяньем» (№41) отличается отточенной виртуозностью, подвижностью низкого баса. Краткая ария Иуды с хором «Трубы звучат!» (№43) сопровождается звонкими аккордами впервые вступающих здесь трех труб с литаврами. Задумчивый женский дуэт «О! не преклоним мы колен» (№48) переходит в хор (№49), в его заключительном разделе — редкий случай у Генделя — использован хорал; им завершается вторая часть. В 3-ей части — прославлении победителей — почти безраздельно господствуют мажорные тональности. Любопытен гимнический хор юношей и девушек «Вот он грядет, украшенный венком» (№56) с солирующими валторнами: в его основе — французская песенка «Юная Нанетта».

А. Кенигсберг

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама