24 октября 2013 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая опера» состоялся очень интересный концерт «Все песни Верди». Возможность послушать 17 камерных произведений (одно из них — в двух редакциях) великого оперного композитора и две фантазии на темы его опер была весьма соблазнительной, и нужно сказать, что радостные ожидания в целом оправдались.
Вечер получился не только весьма познавательным с музыкальной точки зрения, но и проникнутым удивительно тёплой атмосферой камерного музицирования, которая сразу возникла в загадочно-полутёмном фойе.
Казалось, наступает Новый год, и сейчас будут раздавать подарки.
Которые и последовали незамедлительно — в виде выступлений солистов театра Василия Ладюка, Георгия Фараджева, Екатерины Миронычевой, Максима Кузьмина-Караваева и солистов оркестра «Новой оперы». «Весь вечер на арене», то есть за роялем, провёл концертмейстер (и директор театра) Дмитрий Сибирцев, обеспечивший настолько качественный аккомпанемент, что все воспринимали рождавшиеся под его пальцами звуки рояля как нечто само собой разумеющееся...
Песни исполнялись не в хронологическом порядке, а вразброс, причём по принципу контраста, чтобы можно было сравнить раннего и позднего Верди.
Василий Ладюк исполнил пять песен Верди,
и большинство из них, если судить по названиям, были какого-то мрачноватого характера. В чудесной по музыке «Не стой подле урны с прахом моим» (ну и название!) нижний регистр голоса сначала звучал чуть тяжеловато, но уже после нескольких фраз всё нормализовалось, и звук стал идеально ровным. Тем же благороднейшим тембром была исполнена и песня «Умирает, Элиза, утомлённый поэт»: как Вы догадываетесь, и в ней было мало весёлого.
Зато немного другим, более светлым и очень красивым тембром (и с другим, мажорным настроением) была спета песня «Сторнелло», завершившая первое отделение концерта. А во втором отделении Ладюк вновь вернулся в минор и очень убедительно исполнил песню «В ужасе ночи тёмной», где его тембр стал ещё более бархатным, чем обычно.
В заключение он спел песню «Изгнанник», которая на самом деле является самой настоящей развёрнутой оперной арией со вступительным речитативом, медленной и быстрой частями. Именно это произведение позволило ему наиболее ярко продемонстрировать все достоинства своего вокала: блестящую технику, потрясающую фразировку, безупречное звуковедение и, конечно, изумительный тембр.
Георгию Фараджеву с репертуаром повезло чуть больше, во всяком случае, ничего загробного не было.
Он спел четыре песни: «Закат», «Тайна», «Трубочист» (великолепная зарисовка) и один из вариантов «Застольной».
Сфокусированный голос Фараджева с его светлым тембром очень выгодно звучал в камерном зале. Несмотря на небольшой объём голоса, подача звука у этого певца очень правильная. Звук был тёплым и даже солнечным, правда, несколько плосковатым внизу, да и динамическую палитру можно было бы расширить. Но хорошо продуманная фразировка и мягкая и приятная манера произношения практически сгладили эти недостатки.
Фараджев чувствует форму и умеет подобрать необходимые выразительные средства в каждом конкретном случае, поэтому и настроение у него во всех песнях получилось разным, хотя сама окраска звука практически не менялась. В результате всё получилось и эффектно, и выразительно.
А вот Максиму Кузьмину-Караваеву с репертуаром повезло меньше, ибо для баса Верди написал мелодичные, но грустные песни: «Нищий», «К звезде», «Обольщение» и «В безлюдной комнате».
Мягкий приятный голос певца звучал очень задушевно и печально. Хочу особо отметить длинное дыхание, прекрасную кантилену и аккуратную «допетость» всех фраз, некоторые из которых были весьма длинными. Кстати, он был единственным участником концерта, спевшим все песни наизусть.
Ему не всегда хватало чёткости, внятности и яркости оттенков: всё же песни прозвучали немного однообразно. Впрочем, здесь сам авторский музыкальный материал был послабее, чем у других участников. Так что, наверное, это не вина певца.
Одной из приятных «изюминок» вечера стало знакомство с новой солисткой театра — совсем молодой и очень симпатичной Екатериной Миронычевой.
Конечно, девушка очень старалась и заметно волновалась, так что в первой песне — «Покоя нет» — она немного пережимала со звуком, из-за чего иногда возникала небольшая тремоляция. Но всё равно голос у неё молодой, свежий и звонкий.
В песне «Цыганка» звук иногда был неровным. В сложном позднем духовном произведении «Аве Мария» не хватило звуковой отделки. Зато уже куда более уверенно и ровно прозвучала песня «Скорбя, страдая, о мать святая».
А получив от зрителей букет цветов, Миронычева окончательно преодолела волнение и с отчаянным напором исполнила первую редакцию «Застольной». Думаю, что Екатерина уже в самом скором времени продемонстрирует свой голос в ещё более выгодном свете. Хочется увидеть её на сцене, как только она немного наберётся опыта.
Концерт прошёл с большим успехом: публики в фойе набилось в два раза больше, чем обычно. Если так дело пойдёт, придётся его расширять. Спасибо «Новой опере» за чудесный вечер с прекрасной музыкой Верди!
Кстати, руководство театра запланировало повторить этот концерт 5 февраля 2014 года.
Автор фото — Д. Кочетков / Новая Опера