Лондонские «Променад-концерты» Би-би-си (BBC Proms) этим летом отметили своё 90-летие. Крупнейший музыкальный фестиваль основан в 1895 году, но только с 1927 года проводится под эгидой радиокорпорации Би-би-си. Как всегда, на фестиваль классической музыки съехалось много гостей и симфонических оркестров из разных стран мира. Предлагаем вашему вниманию заметки с BBC Proms 2017 нашего корреспондента в Лондоне Людмилы Яблоковой.
Два момента сразу привлекли моё внимание: наличие в программе концертов, так или иначе связанных со 100-летием русской Октябрьской революции, и окруженный тяжелыми бетонными конструкциями и металлическими воротами Альберт-холл. Такое «украшение» за свою давнюю историю построенный в 1871 году Альберт-холл видит впервые. Если год назад во время первого концерта лондонцы сочувствовали французам, пострадавшим от терроризма, то теперь и улицы столицы Великобритании, увы, стали уязвимыми для терактов.
Юбилейный Proms начал свои концерты на этот раз не с Мусоргского, его «Картинки с выставки» прозвучали позднее, в исполнении Шотландского симфонического оркестра ВВС. «Изюминка» первой ночи — немецкий пианист российского происхождения Игорь Левит, музыкант с высокой репутацией. Зрители были покорены его исполнением Третьего фортепианного концерта Бетховена.
Музыка о вечном
Третий вечер подряд в Альберт-холле играют русскую музыку. Страстно и проникновенно исполнил Симфонический оркестр ВВС под управлением испанского дирижера Хуанхо Мены Шестую симфонию Чайковского.
«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры... Надеюсь не умереть, не исполнивши этого намерения»,— писал Чайковский. Какая судьба у этой симфонии! Он не только дописал её, но и дирижировал во время премьеры, которая состоялась в Петербурге — всего за девять дней до смерти композитора. Трогательно до глубины души. Во время исполнения симфонии пришло SMS-сообщение о смерти друга. Такая вот мистика...
Пираты, сирены и Шехеразада
Мировая премьера сочинения шведского композитора Андерса Хиллборга «Сирены» была представлена Симфоническим оркестром BBC под управлением Джеймса Гаффигана в присутствии автора. Это музыка — атмосферная, необычайной силы и интенсивности, завораживающая, в ней ощущается влияние Дебюсси. Два сопрано — Ханна Хольгерсон и Ида Фальк Уинленд — во многом поспособствовали успеху этого музыкального произведения, исполнив свои партии сирен с блеском и выразительностью, их голоса идеально сочетались.
Сдержанное и благородное вступление «Шехеразады» Римского-Корсакова задало тон большей части произведения: воды этого музыкального моря оставались невозмутимыми, а величественный галеон — безмятежным. Но в финале Гаффиган ускорил темп, добавил щегольства, не замеченного ранее. Очаровательно было соло скрипачки Сары Кристиан.
Плач по Европе
Вступление «Европейского реквиема» (European Requiem), написанного шотландским композитором и дирижером сэром Джеймсом Макмилланом еще до известного британского референдума, то есть когда автор еще не знал, что дело закончится Брекситом, прозвучало как взрыв! Что, кстати, вполне соответствовало состоянию большей части населения Британии на следующее утро после голосования. Шок!
Дирижировала оркестром приглашенная гостья — китайско-американский дирижёр Чжан Сянь, которая великолепно контролировала ситуацию и была точна и деликатна в деталях.
100 лет Русской революции: концерты на бис
В год 100-летия Русской революции организаторы Proms включили в свою обширную программу цикл концертов под названием «Музыка революции». Я приведу программы только трёх вечеров.
Двенадцатая симфония Дмитрия Шостаковича «1917 год», сюита Стравинского «Жар-птица», Четвертый фортепианный концерт Рахманинова в исполнении норвежского пианиста Лейфа Ове Андснеса и Филармонического оркестра Осло под управлением Василия Петренко.
«Мне давно хотелось сыграть Двенадцатую симфонию в Лондоне на Proms, потому что, по моему мнению, она недооценена, особенно на Западе, — отметил дирижер. — Она посвящена Ленину, и считается, что Шостакович писал ее просто по заказу. На самом деле там история гораздо сложнее. Но сама музыка просто замечательная, смотрится, точнее, слушается, как триллер».
А спустя несколько вечеров Альберт-холл принимал гостей из Петербурга — оркестр Мариинского театра и Валерия Гергиева. Играли Кантату к двадцатилетию Октября Прокофьева, Третий концерт для фортепиано с оркестром Чайковского (солист — Денис Мацуев) и Пятую симфонию Шостаковича.
Потрясающей энергетики выступление русских музыкантов завершилось оглушительными аплодисментами. Трижды музыканты играли на бис. Искренне пожалела, что не оказалось под рукой красного флага! Но у многих он был. Перед концертом я увидела «букет» советских флажков с серпом и молотом в руках... почтенного джентльмена, скорее всего социалиста.
Дениса Мацуева долго не отпускали со сцены, помимо концерта он исполнил на бис искромётные Вариации на тему Паганини Лютославского и милую безделушку — «Музыкальную табакерку» Анатолия Лядова.
Обратила внимание на то, как много молодых лиц в оркестре Мариинского. Но это была незабываемая игра зрелых музыкантов, исполнявших Шостаковича с такой экспрессией, словно они впитали дух композитора с молоком матери.
И еще один вечер русской музыки — грустный, элегантный и жёсткий одновременно. Исполняли «Погребальную песню» Стравинского, Первый концерт для скрипки с оркестром Прокофьева (солистка — Алина Ибрагимова) и Одиннадцатую симфонию Шостаковича «1905 год».
Как отметили английские критики, никогда ранее Лондонский филармонический оркестр не играл с такой самоотдачей, как в этот раз — под управлением Владимира Юровского. В этой симфонии отразилась наша сложная, жестокая, подчас фантасмагорическая эпоха.