Piano Concerto No. 3 (Es-dur), Op. 75
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор соч. 75 — одно из последних произведений русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Третий фортепианный концерт, работа над которым протекала в последние месяцы жизни композитора, не является вполне оригинальным по музыке произведением. В основу его положен материал первой части неоконченной симфонии ми-бемоль мажор с некоторыми изменениями преимущественно фактурного характера. Заново была написана только большая виртуозная каденция, которая, как и во Втором концерте, включена в средний разработочный раздел, непосредственно вливаясь в динамизированную репризу.
Несмотря на яркость тематизма и отдельные эффектные в пианистическом отношении моменты, все же следы первоначального оркестрового замысла ощущаются в некоторых местах концерта. У самого Чайковского возникали сомнения в достаточной оправданности своей попытки превратить симфонию в концерт. (В письме к Зилоти от 1 августа 1893 года он отмечал, что концерт хотя и «недурен по музыке», но мало благодарен в пианистическом отношении. «Если таково будет мнение Танеева, — прибавляет композитор, — то, может быть, я его прямо уничтожу».). Быть может, отчасти именно поэтому он отказался от переработки следующих частей симфонии и решил оставить концерт одночастным.
Уже после смерти композитора Танеев на основании авторской эскизной записи разработал еще две части концерта, которые были изданы М. П. Беляевым в качестве отдельного опуса под названием Andante е finale для фортепиано с оркестром.
Ю. Келдыш