«Россини устал кланяться перед зрителями, которые устали аплодировать». Так описал успех оперы «Сорока-воровка» (полное название «Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности») Стендаль, присутствовавший на её премьере в театре Ла Скала 31 мая 1817 года.
Жанр оперы определяется как семисериа или трагикомическая опера. И действительно, начинаясь с непритязательных сцен из сельской жизни, во втором акте «Сорока-воровка» перерастает в настоящую драму с тюрьмой, судом и шествием главной героини на казнь. Слава богу, к финалу Россини всё-таки приводит действие к счастливой развязке.
Двести лет спустя главный дирижёр и музыкальный руководитель Ла Скала Риккардо Шайи возвращает оперный шедевр на сцену, где он был впервые исполнен.
Это полностью вписывается в концепцию, озвученную некоторое время назад менеджментом театра: на главной оперной сцене страны прежде всего должна звучать итальянская музыка. Постановщиком «Сороки» выступил другой итальянец — дебютант Ла Скала Габриэле Сальваторес: кинорежиссёр, директор и соучредитель Teatro dell’Elfo, лауреат премии Оскар в 1991 году за фильм «Средиземное море».
Не трудно догадаться, что справляться с труднейшей россиниевской партитурой пришлось лучшим представителям молодого поколения итальянских белькантистов.
Ровный состав солистов — безусловный плюс спектакля.
Исключением со знаком «минус» стал Микеле Пертузи. Впрочем, явные вокальные проблемы возрастного характера он с лихвой компенсировал блестящей актёрской игрой, за что и получил наибольшее количество восторгов и оваций от публики на поклонах после спектакля. Этот минус «компенсировал» потрясающий Алекс Эспозито, которого многие имели удовольствие слушать в феврале этого года в другой опере Джоаккино Россини — «Семирамиде» в Баварской Штаатсопере. Главная роль несправедливо обвиненной в воровстве служанки Нинетты досталась Розе Феоле, получившей вторую премию, премию за исполнение сарсуэлы и приз зрительских симпатий на конкурсе «Опералия» в 2010 году.
«Сорока-воровка» известна многим любителям классической музыки прежде всего благодаря своей увертюре, которая зачастую исполняется как отдельный концертный номер. Она звучит даже в саундтреке к сериалу «Шерлок», выпущенному несколько лет назад компанией ВВС, — именно под эту музыку появлялся профессор Мориарти.
Изящное исполнение увертюры оркестром театра Ла Скала стало настоящим наслаждением для слуха.
Под торжественную, яркую, ритмичную музыку на сцене появляется настоящая сорока — цирковая артистка Франческа Альберти. Она проделывает сложнейшие гимнастические трюки на канате, заставляя зрителей замирать от напряжения и восторга. В абсолютно классической постановке также принимает участие один из старейших итальянских кукольных театров «Карло Колла и сыновья». Марионетки и акробатика, сельский пейзаж и костюмы XIX века настраивают зрителей на сопереживание простому и наивному, и в то же время такому искреннему и трогательному сюжету.
К сожалению, монотонное звучание оркестра не дало насладиться музыкой Россини на все сто. Ритм был, а вот эмоциональной наполненности явно не хватало. На премьере маэстро Шайи был даже освистан за это знаменитыми миланскими клакерами.
Тем не менее «La gazza ladra» удалась! Ведь каким же ещё должно быть импортозамещение по-итальянски?
Фото: Brescia Amisano