Концерты хоровой музыки на Пасхальном фестивале
Флоренский утверждал, что хор — это окно в мир, стоящий на грани земной и астральной жизни. Московский Пасхальный фестиваль, подразумевающий, помимо прочего, масштабный хоровой праздник, год от года открывает все больше таких «окон». Если в рамках МПФ-2002 прошло 8 хоровых концертов и выступило 8 хоров, то год спустя количество концертов увеличилось до 11, хоров — до 12, а к россиянам присоединились грузины, сербы, болгары и греки. Нынче — судите сами: 16 хоровых концертов (это только в Москве) и 15 хоров из разных стран. Правда, в традиционном хоровом гала-концерте, перенесшемся впервые из зала Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Светлановский зал Дома музыки (пока трудный для вокализации), в этот раз оказалось меньше половины всех участников. Но разнообразие, жанровое и стилевое, не пострадало. Певчие семи хоров выходили и уходили со сцены под колокольный звон (спасибо ансамблю «Колокола России» под руководством Галины Филимоновой); со сцены звучали и духовные песнопения, и фольклорные композиции, и светские хоры различного содержания.
Представители академической певческой традиции преподнесли в основном церковную музыку. Ближе всего к эталонам синодального пения подступил известный Свято-Никольский хор Третьяковской галереи п/у Алексея Пузакова с сочинениями Чеснокова и Дегтярева. Уральский камерный хор из Перми (хормейстер — Владислав Новак), открывший концерт стихирой «Воскресение Твое, Христе Спасе», а затем обратившийся к прочим песнопениям пасхальной службы, уступал коллегам и по тембровым характеристикам, и по балансу, а вдобавок страдал от чрезмерного усердия октависта, безнадежно погрязшего в недрах контроктавы. Более собранным, но по строю нестабильным оказался Белградский камерный хор под руководством Владимира Марковича, познакомивший москвичей с сочинениями сербского классика Стевана Мокраняца и его соотечественников. Ереванский камерный хор п/у Арутюна Топикяна порадовал хоралами и песнями Комитаса, а в вокальном отношении — мягким, сбалансированным звуком, пластичностью и ровностью голосоведения.
Подлинный фурор произвело выступление женского хора «Гори» с его чрезвычайной экспрессивностью пения и невероятной самоотдачей исполнителей. В антракте предельно выложившийся хормейстер Шалва Мосидзе несколько минут ожидал возвращения к нему дара речи, а затем поведал, что в хоре «Гори» (Гори — известное местечко в Грузии, где родился Сталин) поют представительницы всевозможных специальностей из местного музучилища (мужчины там «не любят классическую музыку») и что выступление в Москве — большое событие для коллектива. Рассказал батоно Шалва и о содержании исполняемых хором композиций ныне живущего и почитаемого на родине Иосифа Кечакмадзе. Впрочем, о чем говорится в хоре «Плачут в деревне женщины», было понятно и без перевода. А вот сюжет песни «На пути Лашари» остался для автора этих строк загадкой, ибо в музыке явственно изображался стук колес, гудок поезда и т.д., а предложенный перевод гласил: «У грузинской женщины сильные ноги, и она может легко преодолеть любые расстояния в горах».
Щедрым подарком фестиваля стал хор «Мистерия болгарских голосов» п/у Доры Христовой. Гости, широко известные за пределами своей страны, привезли две развернутые программы (с ансамблем народных инструментов), а также приняли участие и в гала-концерте. Звучали и духовные песнопения, и псевдонародные песни современных болгарских авторов, в которых хор продемонстрировал поистине недосягаемое мастерство многоголосного пения (подчас число голосов в партитуре доходило до 24 соответственно количеству хористок), уникальное сочетание академических и фольклорных певческих традиций, редкую ровность, монолитность и обертоновую насыщенность хорового (подлинно народного) тембра. Частицу экзотики привнес завершивший гала-концерт мужской хор Северо-Осетинской филармонии (Владикавказ), которым уже два года умело руководит хрупкая блондинка Ольга Джанаева: 24 ее подопечных в национальных одеждах (с кинжалами и в папахах) разыграли на сцене ММДМ несколько обрядов, сопровождающих традиционные пиры и праздники Алании, пели и танцевали и символически «преподнесли» дорогим гостям священные три пирога и чашу с пивом (Алания — один из древнейших краев, где производят этот напиток).
К сожалению, не увидели гости Дома музыки изюминку фестиваля — девичий хор «Кармина Словеника», выступивший в Театральном центре «На Страстном» несколькими днями раньше. Руководитель коллектива из Словении Кармина Шилец — не просто хормейстер, она же аранжировщик, режиссер и хореограф, который выстраивает каждую концертную программу как уникальное действо, интересное и уху, и глазу. Все хористки (от 10 до 22 лет) и сама г-жа Шилец выступают в белых шелковых одеяниях, уподобляясь ангелам, и босиком (чтобы теснее была связь с землей): танцуют, играют, справляются с партитурами огромной сложности (почти все это — современная музыка, в той или иной мере связанная с фольклором) — поют чисто, слаженно и совершенно искренне. И это любительский коллектив (обычные школьницы), мастерству которого могут позавидовать иные профи. В их творчестве многое достойно восхищения, даже бис они выбрали и исполнили с глубоким знанием дела и отменным вкусом — богородичен «Милосердия двери отверзи нам» на русском языке.
Татьяна Давыдова