Международный Минский рождественский марафон на сцене Большого театра Беларуси в календаре оперных форумов — событие новое, интересное: всего в третий раз проводится Минский международный Рождественский конкурс вокалистов и уже в седьмой — Минский международный оперный форум. Однако количество заявленных конкурсантов из более 20 стран мира и постановочный уровень спектаклей, представленных на оперном форуме уже даёт право говорить, что
Рождественский оперный праздник на минской сцене стал узнаваемым в пространстве оперного искусства.
Он знакомит зарубежных гостей форума с гостеприимной белорусской землей и, в то же время, предоставляет белорусскому зрителю возможность соприкоснуться с современными оперными тенденциями и творчеством как начинающих, так и именитых зарубежных вокалистов.
Программа оперного фестиваля была составлена весьма насыщенно и подобрана по принципу стилевого контраста и разнообразия, представив как премьерные постановки Большого театра Беларуси — «чрезвычайно тёмную» в творчестве Дж. Верди (по словам самого композитора) оперу «Макбет» и, словно в противовес шекспировским страстям, лукавую лучезарную оперу «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.
Были показаны и спектакли из постоянного репертуара театра — опера «Кармен» Ж. Бизе и «Турандот» Дж. Пуччини. В качестве приглашённого гостя фестиваля коллектив Одесского национального академического театра оперы и балета привёз оперу «Пиковая дама» П. И. Чайковского в интерпретации известного российского режиссёра Александра Тителя. И, по традиции, Минский международный оперный форум завершил великолепный Гала-концерт с участием ведущих солистов оперной сцены из 16 стран.
Форум открыл спектакль «Кармен» в постановке Галины Галковской,
«прочитавшей» и представившей свою версию знаменитой оперы Ж. Бизе с участием молодого итальянского тенора Франческо Пио Галассо (Хозе) и белорусских исполнителей — Оксаны Волковой (Кармен), Анастасии Москвиной (Микаэла), Владимира Громова (Эскамильо) и испанского дирижёра Даниэля Монтане.
Именно оригинальный женский взгляд на сюжет оперы о знаменитой роковой цыганке позволил найти ключ в попытке разгадать то, чего не смог сделать даже «отец психоанализа» З. Фрейд — «Чего же хочет женщина?». Художественная концепция двух женщин — режиссёра-постановщика Галины Галковской и финского художника-постановщика Анны Контек — позволила сместить акцент сюжета на противопоставление двух женских начал: светлого (Любви) и разрушительного (Свободы). А ритм фламенко, отбиваемый женским хором, словно отрезок времени, неумолимо приближал героиню к её роковому исходу.
Новым режиссёрским прочтением, переосмыслением известных итальянских классических опер — на сюжет шекспировской трагедии «Макбет» Дж. Верди и «Турандот» Дж.Пуччини — отмечены постановки Михаила Панджавидзе.
Трагедия супружеской четы Макбет (в исполнении ведущих солистов белорусского театра — Станислава Трифонова и Нины Шарубиной), ставшей жертвой своего тщеславия, смещается в сторону влияния на весь ход сценического действия инфернальных внешних сил. Мимикрирующие в разные образные ипостаси,
именно ведьмы становятся основной движущей силой развивающегося сценического действия, подчиняя и направляя своих марионеток к трагической развязке.
И как итог, корону новоизбранного короля надевают ведьмы, оставляя ощущение «открытой формы» в драматургии постановки — ведьмы выбрали свою новую жертву в этой кровавой игре за власть.
В опере «Турандот» с финалом, дописанным Франко Альфано, основной акцент режиссёр делает на драматической составляющей последней оперы Дж. Пуччини. Взаимоотношения характеров обнажают сложные яркие живые личности этого любовного треугольника — принца Калафа (в исполнении Ахмеда Агади), рабыни Лю (Татьяна Гаврилова) и титульной героини (Екатерина Головлёва).
Их слабость и несостоятельность не затмевают их очарования и врожденной человечности.
Это не столько повествование о противостоянии полов или о социальной несправедливости, сколько исследование человеческого стремления к свободе, его желания любить и быть любимым.
Совершенно новым сюжетным прочтением хорошо знакомой оперы В. А. Моцарта — «Свадьба Фигаро» (по второй пьесе знаменитой трилогии Бомарше) отмечена постановка Михаила Кислярова. По мнению российского режиссёра, помимо музыкальной составляющей, самое главное в театре, в отличие от других искусств, — это то, что актер и зритель приходит в театр за живыми эмоциями.
Попытка развить внемузыкальную драматургию оперы за счёт текста на русском языке, наряду с усилением декоративных, визуальных эффектов и расширением «игрового пространства», непосредственно вовлекающего зрителей в сценическое действие, принесла значительную пользу — помогла преодолеть хрестоматийные штампы. Ну, а замечательный состав исполнителей (особенно отметим великолепный белорусский сопрановый дуэт Ирина Кучинская — Сюзанна и Татьяна Гаврилова — Графиня наряду с российскими исполнителями — Герман Юкавский — Фигаро и Сергей Москальков — Граф)
не без лукавства разыграл блистательную «комедию ситуаций» великого венского классика.
Игрой тремя цветами — белым, чёрным и серым — отмечено цветосветовое решение «Пиковой дамы» Одесского оперного театра в постановке Александра Тителя (оркестром Белорусской оперы дирижировал Александр Самоилэ).
Серые будни Германа (Эдуард Мартынюк), Белый Ангел (Юлия Терещук) в образе Лизы и чёрные Ангелы, вовлекающие главного героя в водоворот карточной игры, ненавязчиво подталкивая главного героя в чёрный непроглядный омут смерти.
И на этом фоне ярким пятном выделяется очаровательная интермедия «Искренность пастушки», создающей ощущение смешения времен, привнося глоток живительного воздуха в удушливую атмосферу пушкинской драмы.
И настоящей «короной», венчающей Минский международный оперный форум стал Гала-концерт звёзд мировой оперы.
Ведущие солисты 16 стран мира в течение двухчасового концерта подарили зрителям чудесные моменты своего искусства, исполнив под сопровождение оркестра белорусского театра наиболее ожидаемые арии и ансамблевые номера из столь любимых опер.
Из созвездия исполнителей отметим жемчужную россыпь фиоритурных пассажей эстонской вокалистки Хелен Лепалаан в «Каватине Розины» из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини; тёплый обволакивающий тембр азербайджанской меццо-сопрано Фидан Гаджиевой, исполнившей третью арию Далилы из оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса и Хабанеру из оперы «Кармен» Ж. Бизе; звуковысотную чистоту итальяно-французской вокалистки Франчески Сортени, спевшей арию Лауретты из оперы «Джанни Скикки», и хрустальную колоратуру украинской исполнительницы Юлии Лысенко; магию гибкого голоса белорусской меццо-сопрано Оксаны Волковой в романсе Сантуцци из оперы П. Масканьи «Сельская честь» и сильный, полётный голос польской вокалистки Анны Любаньской в арии Принцессы де Буйон из оперы Ф. Чилеа «Адриенна Лекуврер».
Среди мужских голосов выделим замечательное проникновенное исполнение солистом Астана-опера Талгатом Мусабаевым арию Елецкого из оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского и целое созвездие великолепных басов: Франтишка Заградничека (Чехия), Кирилла Борчанинова (Узбекистан), Романа Полисадова (Латвия), Антона Зараева (Россия).
Следует особо отметить, что для победителей минского конкурса вокалистов, белорусская сторона организовала великолепный подарок: все молодые исполнители — тенора Тигран Оганян (Армения) и Александр Михнюк (Беларусь), российские контртенор Андрей Немзер и великолепное драмсопрано Зарина Абаева — смогли принять участие в Гала-концерте, разделив сцену с уже именитыми оперными звёздами.
И уже традиционным стал финал Гала-концерта Минского Рождественского оперного форума — выход на сцену всех участников под звуки волшебной по красоте мелоса арии Калафа «Nessun dorma» из оперы «Турандот» (в исполнении великолепного российского тенора Ахмеда Агади). И публике, стоя аплодировавшей всем участникам этого поистине феерического концерта и долго не отпускавшей всех исполнителей на финальном поклоне, также хотелось верить в столь оптимистично звучащие слова знаменитой пуччинивской арии, что следующий Минский Рождественский форум принесёт не менее яркие встречи и открытия.
Автор — доктор искусствоведения Улькяр Алиева