В начале июня в Одессе состоялся II Международный фестиваль оперного и балетного искусства. Предлагаем вниманию читателей интервью с главным дирижёром Одесского Национального академического театра оперы и балета и художественным руководителем фестиваля, народным артистом Молдавии Александром Григорьевичем Самоилэ.
— Международный фестиваль оперного и балетного искусства в Одесской Опере проводится уже второй раз. За это время накоплен определенный опыт по его организации. Каковы отличительные черты именно Одесского фестиваля, какие стилевые особенности, идеи, выделяющие его из череды многочисленных музыкальных фестивалей Европы?
— Официально фестиваль имеет статус, согласно которому он должен проводиться раз в два года — такова установка Министерства культуры Украины. Но губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук так проникся идеей, так ему понравился наш первый форум, что он изыскал возможности для того, чтобы сделать фестиваль ежегодным.
Я бы выделил несколько стилевых доминант нашего фестиваля. Во-первых, это open-air проект — в прошлом году это была «Аида», в этом — «Кармина бурана» — который мы будем делать обязательно и впредь, поскольку он имеет большой резонанс, это не только шоу, но мероприятие содержит воспитательную функцию, момент приобщения широких слоев к высокому искусству. После первого open-air было очень много откликов, причем от людей, весьма далеких от оперы, от классической музыки, что им это интересно и нужно.
Во-вторых, Одесса — особый город, давший очень много миру. Одна из его великих заслуг — это уникальная вокальная школа, то огромное количество первоклассных певцов, которые выступают по всему миру. Одесситы — большие патриоты и они с удовольствием возвращаются в свой город. Поэтому естественно сформировалась вторая идея фестиваля — одесситы, добившиеся успехов на мировых сценах, возвращаются в родной город и поют в качестве гастролеров в фестивальных спектаклях и в гала-концерте. Здесь только одна проблема существует: как согласовать графики звезд и нашего фестиваля, а желание петь в родном городе у них огромное. В-третьих, включение в фестивальную афишу премьер, которые бы вызывали острый интерес публики. В прошлом году благодаря этому в репертуар театра вернулась «Аида», в этом году мы впервые в Одессе сделали «Кармину бурану», «Алкида» Бортнянского и балеты Стравинского.
— На первом фестивале для open-air была избрана полноценная опера, в этом году — сценическая кантата, более компактное произведение. По какой из этих линий пойдет развитие этой компоненты фестиваля?
— Границы жанров широки и не столь уж однозначно определены. Поэтому мы будем пробовать разные варианты. Как мне кажется, очень логичным здесь будет на следующий год «Набукко» — архитектурное решение, большой портал Одесской Оперы здесь нам станут большим помощником.
— У вас впервые на этом фестивале прозвучало барокко, причем весьма необычное — отечественное барокко, редчайшая опера Бортнянского. Вы будете продолжать эту линию?
— Непременно. Мы даже открыли специально для таких проектов малую сцену «Бельэтаж», где сам интерьер необыкновенно подходит для такой музыки.
— Вы много лет работали в Турции и продолжаете сотрудничество с турецкими театрами и фестивалями. Будет ли кто-то оттуда участвовать в одесском форуме?
— Я бы очень хотел привлечь турецких вокалистов — там есть потрясающие голоса, к сожалению, пока мало известные миру. Мне бы очень хотелось, чтобы о них узнали также и на постсоветском пространстве. Например, баритон Тамер Пикер — выдающийся голос и большой артист: великолепный Скарпиа, Макбет, Набукко, Голландец. Его правда трудно вытащить на гастроли, поскольку у него свои принципы: он любит петь и работать дома, в Турции. А вот другой турок активно гастролирует в Европе — это тенор Эфе Кишлали, исключительный по красоте и насыщенности драматический голос. Или ещё замечательный певец — лирический тенор Булент Бездюз, обладатель премии Грэмми, поющий на самых лучших сценах мира.
— Сейчас очень востребована копродукция между театрами. Есть ли у Одесской Оперы подобные планы?
— У нас есть планы в отношении немецких театров, и связано это с тем, что в Одессе до революции и чуть позже была большая вагнеровская традиция, и мы хотели бы ее возродить. Последней в этом ряду была постановка «Лоэнгрина» в 1933 году. И вот в этом году, через 80 лет, к юбилею композитора мы сделали большой гала-концерт, где звучали фрагменты из таких опер как «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Нюрнбергские майстерзингеры»: программа имела ошеломительный успех, и это дает мне надежду, что мы задумали двигаться в правильном направлении.
— Раскроете какие-то секреты предстоящей постановки «Пиковой дамы» в московской «Новой опере», где Вы являетесь музыкальным руководителем премьеры?
— Я уже ездил в Москву в феврале по этому поводу, и у меня много самых разных впечатлений. Ну, первое, это то, что предложение из «Новой оперы» поступило тогда, когда мы уже приняли решение о постановке «Пиковой дамы» здесь, в Одессе — так что предстоящей осенью у меня будет сразу две «Пиковых», причем для Одессы это очень символичная премьера — 120 лет назад сам Петр Ильич Чайковский дирижировал в нашем городе своими произведениями, присутствовал на репетициях первой в Одессе постановки «Пиковой дамы». У нас «Пиковую» будет ставить А. Б. Титель, которого тоже многое связывает с Одессой.
Во-вторых, в Москве «Пиковую» я буду делать в театре моего друга Жени Колобова, с которым мы вместе учились в классе Марка Павермана в Свердловске — это тоже для меня лично очень символично. Это и радостно, и ответственно — я дирижирую этой оперой уже более тридцати лет, но не могу сказать, что до конца постиг ее. Она таит очень много загадок, это опера не простая, многослойная, многосмысловая. В Москве я прослушал более ста певцов — кастинг был серьезный, уровень вокалистов очень разный, но для этой оперы важно не только вокальное соответствие, но и попадание в психофизику образов. Ставит спектакль Юрий Александров, большой мастер, у него есть интересные идеи, и я уверен, что ему удастся удивить московскую публику. Разглашать подробности концепции я бы не хотел, чтобы не сорвать сенсацию.
— Но Вам близко то, что предлагает Александров?
— Я отвечу так: мы так давно знакомы и сделали вместе уже так много спектаклей, что у нас хороший личностный контакт. И если возникают какие-то противоречия, то Александров из тех режиссеров, с которым можно обсуждать и договариваться. Он не будет стоять насмерть, если ты его сумеешь убедить в нежелательности того или иного хода — он умеет слушать и прислушиваться. Поэтому, я уверен, в конечном итоге у нас все получится на благо оперы Чайковского. Кроме того Александров предлагает для каждого артиста индивидуальный рисунок роли, учитывает его физические данные, эмоциональный фон, психические возможности, предлагает до пяти разных вариантов, он не догматик, который намертво держится за раз придуманное — и это очень подкупает в его подходе.
— Мне кажется, Ваши творческие маршруты уже давно обходили Москву стороной…
— В 2000-е годы у меня было активное сотрудничество с Фондом И. К. Архиповой, и в рамках его концертов я часто дирижировал в Москве. Ирина Константиновна меня часто приглашала, это была отдельная планета в оперном мире, я счастлив, что судьба меня свела с ней, с этой гениальной певицей и великой личностью, но после ее смерти это как-то сошло на нет. И я очень рад вновь вернуться в российскую столицу, потому что московская публика особая, может быть лучшая в мире. Я дирижировал «Пиковой дамой» в Большом театре еще в молодости, позже, около десяти лет назад — в Театре Станиславского, я знаю, как московская публика реагирует на это произведение, какой всегда энтузиазм!
— У Вас было много работы в Европе, в той же Турции, ещё недавно Вы активно гастролировали по миру. Что сейчас самое главное в творческой жизни маэстро Александра Самоилэ?
— Я очень увлечен работой в Одессе, мне здесь нравится, комфортно, мои идеи поддерживаются, мне дают карт-бланш для творчества — что может быть лучше для музыканта? На этом фестивале мы осуществили премьеру двух балетов Стравинского — «Весны священной» и «Жар-птицы», это сложнейшая музыка, было много скепсиса, однако мы с этим справились и весьма неплохо. Гала-концерт Вагнера и перспектива постановок вагнеровских опер, оперы барокко, два фестиваля (помимо летнего у нас еще есть Рождественский фестиваль), та же «Пиковая дама» — поле для деятельности очень широкое и все это очень увлекает. Поэтому я значительно сократил свои другие обязательства: например, меня приглашали дирижировать гала-концертом на открытии международного фестиваля в Аспендосе — 2 июня с Хосе Курой в качестве солиста, но у меня была премьера балетов Стравинского в Одессе (к 100-летию мировой премьеры в Париже), разумеется, я не мог перенести это грандиозное событие.
Но некоторые другие обязательства все же у меня есть. В частности сейчас я дирижирую «Турандот» в Казани в рамках культурной программы Универсиады, в сентябре — два спектакля в Кишиневе в рамках фестиваля имени Марии Биешу — это «Паяцы» с великим молдавским тенором Михаилом Мунтяном в партии Канио, отмечающим своё 70-летие, и «Богема» с Анной Самуил в партии Мими, а также участие в жюри конкурса имени Биешу, председателем которого будет Елена Образцова. Кроме того остаются некоторые обязательства в Румынии, где я дирижировал в течение моей творческой жизни очень много, и в Турции, где я в свое время провел турецкие премьеры «Истории солдата», «Электры», «Медеи».
Но, конечно, суперактивная деятельность в Одессе меня поглощает очень сильно. Здесь одиннадцать лет была реконструкция и сейчас основная задача — набор репертуара, поэтому в ближайших планах — популярные оперы, такие как «Кармен», «Любовный напиток». Лично я очень хочу увидеть на одесской сцене «Обручение в монастыре» и «Царскую невесту».
Беседовал Александр Матусевич
Автор фото — Юрий Литвиненко