В одном из интервью выдающемуся хореографу Игорю Александровичу Моисееву был задан вопрос, в чем секрет его активного творческого долголетия. Как истинный мудрец он ответил: «Мы, люди, постоянно совершаем одну и ту же ошибку: слишком много живем внешней жизнью и слишком сильно реагируем на ее обстоятельства. Чем разрушаем себя».
Стоит прислушаться и испытать восхищение: великому художнику исполнилось 99 лет, 80 из которых он служит искусству танца! Этот день Игорь Александрович всегда проводит со своим коллективом — Ансамблем народного танца. Зрители уже привыкли, что во второй половине января в честь Игоря Моисеева руководимый им коллектив приглашает на концертные программы, а в зале, среди публики, неизменно присутствует сам Мастер. Не стал исключением и сегодняшний праздник, хотя ансамбль будет танцевать не на сцене Концертного зала имени Чайковского, а за океаном: моисеевцы с головокружительным успехом, к которому невозможно привыкнуть, хотя он и стал аксиомой, гастролируют в Америке. Нынешнее поколение танцовщиков чествует создателя, бессменного художественного руководителя и постановщика всех танцев ансамбля во Флориде. А танцовщики прошлых лет и нынешние ученики поздравляли Игоря Александровича в Москве, ибо несть числа славному полку Игореву.
Моисееву хореографический мир обязан рождением уникального явления — моисеевской школы танца, нового жанра народно-сценической хореографии, ставшей открытием ХХ столетия. В лице русского художника мировая культура обрела бережного хранителя танцевальной кладовой всех стран и народов — в моисеевской сокровищнице более трехсот танцев. Эти знаки разных эпох «начертаны» искрометным моисеевским почерком.
Принцип его коллектива, где все танцуют как один, в котором нет солистов и кордебалета: «Все должны уметь делать все». «В ярость меня может привести только бессмысленное болтание ногами», — любит повторять Игорь Александрович.
Пережив разные политические системы, даже монархию, он умел всегда оставаться свободным и в творчестве, и в жизни. Почему? «Потому что я прежде всего рассчитывал на себя и своих артистов, никогда не опирался на политику».
Моисеев — наша живая история. Он прошел школу Большого театра, окончив Московское хореографическое училище у Александра Горского, был солистом Большого, в спектаклях которого танцевал в дуэте с легендарной Екатериной Гельцер. На сцене Большого театра поставил балеты «Футболист», «Саламбо», «Три толстяка», первым осуществил постановку «Спартака». Его друзьями были Арам Хачатурян и Ираклий Андроников, он встречался с Луначарским, Мао Цзэдуном, Иосипом Броз Тито, а в бильярд играл с Владимиром Маяковским. Обо всем этом Игорь Александрович рассказал в своих мемуарах.
Суровой осенью 1943 года при ансамбле народного танца Моисеев создал школу-студию, выпускники которой буквально нарасхват в труппах любого ранга и направления — от классических до современных. Там воспитывают моисеевцев, профессионалов высокого класса, актеров-танцовщиков, увлеченных разными видами народного танца. Им, счастливым питомцам Моисеева, передается его жизнеутверждающий моцартовский талант и феноменальная неуспокоенность. Игорь Александрович до сих пор в творчестве и о покое даже не мечтает...
Евгения Францева