Франко Альфано

Дата рождения
08.03.1875
Дата смерти
27.10.1954
Профессия
Страна
Италия
Франко Альфано / Franco Alfano

Франко Альфано (итал. Franco Alfano; 8 марта 1875, Неаполь — 27 октября 1954, Сан-Ремо) — итальянский композитор, пианист, педагог.

Игре на фортепиано обучался у А. Лонго. Занимался по композиции в Неаполитанской (у П. Серрао) и Лейпцигской (у X. Зитта и С. Ядассона) консерваториях. С 1896 концертировал как пианист во многих городах Европы. В 1916–19 профессор, в 1919–23 директор Музыкального лицея в Болонье, в 1923–39 директор Музыкального лицея в Турине. В 1940–42 руководитель театра «Массимо» в Палермо, в 1947–50 директор консерватории в Пезаро.

Известен главным образом как оперный композитор. Популярность завоевала его опера «Воскресение» по роману Л. Н. Толстого («Risurrezione», 1904, театр «Витторио Эмануэле», Турин), которая ставилась во многих театрах мира. Среди лучших произведений Альфано — опера «Легенда о Шакунтале» по индийской поэме «Калидасы» (1921, театр «Комунале», Болонья; 2-я редакция — «Шакунтала», 1952, Рим).

Творчество Альфано сложилось под влиянием композиторов веристской школы, французских импрессионистов, а также Р. Вагнера. В 1925 завершил не оконченную Дж. Пуччини оперу «Турандот».


Джакомо Пуччини ушел из жизни, не успев закончить оперу «Турандот». Кто же завершил ее? Это сделал Франко Альфано. Однако этот итальянский композитор известен не только тем, что закончил последний шедевр Пуччини — за свою творческую жизнь он создал немало собственных прекрасных произведений.

Родина Франко Альфано — Неаполь (точнее, район Неаполя, расположенный на холме Позилиппо). Отец его был итальянцем, мать француженкой. Обучаться музыке он начал в детские годы. Сначала Франко осваивал фортепиано под руководством Алессандро Лонго, у которого занимался в частном порядке, затем поступил в Неаполитанскую консерваторию Сан-Пьетро-а-Майелла. Здесь его наставниками в области композиции были Камилло де Нардис и Паоло Серрао. Окончив консерваторию в Неаполе, Альфано отправился в Лейпциг, где также поступил в консерваторию. В Германии он обучался у Саломона Ядассона, а также у Ханса Зитта. В пору обучения в Лейпциге Альфано получил возможность пообщаться с Эдвардом Григом, который был в то время его кумиром. Общение оказалось плодотворным — под влиянием Грига молодой композитор написал несколько оркестровых сочинений.

В Германии Альфано совмещал учебу в консерватории с исполнительской деятельностью — он немало концертировал в качестве пианиста. В то же время он начал композиторскую карьеру, создавая оркестровые и фортепианные произведения, а также оперы. Свое первое творение в этом жанре — оперу «Миранда» — он написал в 1896 году. Ни издать ее, ни добиться постановки не удалось. Судьбу следующей оперы Альфано — «Источник Эншир», действие которой разворачивается в экзотической арабской обстановке, вращаясь вокруг любовной интриги — тоже нельзя назвать счастливой: свет рампы она всё-таки увидела — оперу поставили в Бреслау, но особого успеха не имела и быстро сошла со сцены.

С 1900 года Франко Альфано жил в Париже. Здесь он попробовал перо в балетном жанре: его балеты «Лоренца» и «Неаполь» были представлены во французской столице.

Первый успех Франко Альфано в оперном жанре был непосредственно связан с русской культурой, точнее — с литературой. В 1904 году в Турине состоялась мировая премьера его оперы «Воскресение». Литературной основой ее послужил одноименный роман Льва Николаевича Толстого. В отличие от первых двух опер, в данном случае композитору сопутствовала удача: «Воскресение» после премьеры в Турине ставилось во многих театрах, принесло автору славу и по сей день остается самой известной оперой Альфано.

Хотя премьера «Воскресения» прошла в Италии, композитор всё еще жил вдали от родины. В Италию Альфано возвратился только 1914 году (за четыре года до этого была написана Симфония № 1). По прошествии двух лет он начал педагогическую деятельность, став преподавателем Болонской консерватории, а три года спустя он стал директором этого учебного заведения. В 1923 году Альфано возглавил другую консерваторию — в Турине, композитор занимал эту должность до 1939 года.

Альфано творил в разных жанрах — в частности, в 1918 году он создал Струнный квартет, но главной областью его творчества оставалась опера. В 1921 году он завершил оперу «Легенда о Сакунтале» на сюжет поэмы Калидасы — индийского поэта, который жил и творил на рубеже IV–V веков. Но, по иронии судьбы, в наибольшей степени имя Альфано прославило произведение, автором которого является другой композитор — Джакомо Пуччини. Несмотря на разницу в возрасте, последнего с Альфано связывали дружеские отношения. Когда же Пуччини скончался, не успев завершить оперу «Турандот», и на премьере третий акт обрывался — Артуро Тосканини, дирижировавший спектаклем, объявил публике, что смерть оборвала работу композитора на этом месте. Но в дальнейшем опера ставилась с заключительным дуэтом и финалом, которые на основе черновиков Пуччини создал Альфано. Другие версии завершения оперы появились только в XXI столетии, но и сегодня вариант Альфано остается самым распространенным. Правда, Тосканини сократил финал, написанный им, и полная версия впервые прозвучала только в 1978 году.

В 1933–1935 годах Альфано работал над оперой «Сирано де Бержерак» по одноименной пьесе французского драматурга Эдмона Ростана. Она была впервые представлена в 1936 году в Риме, дирижировал Туллио Серафин. Мнения критиков разделились: одни называли произведение самой совершенной из опер Альфано, другие упрекали композитора в чрезмерной сложности вокальных партий. Со временем опера сошла со сцены, а ее «второе рождение», состоявшееся в 2003 году в Монпелье, связано с именем знаменитого французского тенора Роберто Аланьи. Этот певец всегда любил заглавного героя, в котором усматривал черты Дон-Кихота, Отелло и д’Артаньяна, а музыка очаровала его своей трогательностью.

Два года, начиная с 1940, Альфано возглавлял палермский театр «Массимо», а с 1947 года по 1950 являлся управляющим комиссаром консерватории Пезаро. К 1940-м годам относится создание опер «Дон-Жуан де Манара» и «Доктор Антонио».

Франко Альфано ушел из жизни в 1954 году.


Сочинения:

оперы — Миранда (1896, Неаполь), Мадонна Империа (по новелле О. Бальзака, 1927, «Театро ди Турино», Турин), Последний лорд (L’ultimo Lord, 1930, Неаполь), Сирано де Бержерак (1936, т-р «Опера», Рим), Доктор Антонио (1949, т-р «Опера», Рим) и другие; балеты — Неаполь, Лоренца (оба 1901, Париж), Элиана (на музыку «Романтической сюиты», 1923, Рим), Везувий (1933, Сан-Ремо); симфонии (E-dur, 1910; C-dur, 1933); 2 интермеццо для струнного оркестра (1931); 3 струнных квартета (1918, 1926, 1945), фортепианный квинтет (1936), сонаты для скрипки, виолончели; фортепианные пьесы, романсы, песни и др.

реклама

вам может быть интересно

Джордж Шолти Дирижёры

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама