Пианист Иван Фёдоров выступит в Петербурге

5 мая (воскресенье) 2024 года в 19:00 в зале Культурного центра Елены Образцовой в центре Санкт-Петербурга (Невский проспект, д. 65, станция метро «Маяковская») состоится концерт фортепианной музыки. Исполнитель — лауреат международных конкурсов Иван Фёдоров.

Программа концерта:

I отделение
Моцарт. Фантазия до минор (К. 475)
Рахманинов. Этюды-картины соль минор и до-диез минор, Op. 33
Бетховен. Соната № 14 (Sonata quasi una Fantasia), «Лунная»

II отделение
Лист. «Мыслитель»
«Сонет Петрарки № 104»
«Серые облака»
Соната-фантазия «По прочтении Данте»

О программе

Фантазию Моцарта можно назвать примером синтеза стилевых особенностей музыки эпохи барокко и эпохи классицизма. Фантазия была написана в 1785 году, спустя несколько лет после периода активного изучения Моцартом творчества композиторов эпохи барокко — Генделя, Баха и других. Сам жанр фантазии, являющейся типичным жанром музыки эпохи барокко, появляется в творчестве Моцарта именно в этот период творчества. Тональность, избранная Моцартом — до минор – связывается с драматическими образами, с суровым пафосом. Фантазия состоит из шести разделов, сопоставляемых по принципу контраста: рядом с драматичными и мрачными образами возникают пасторальные и просветленные. Фантазия до минор в ряде эпизодов предвосхищает некоторые страницы музыки Бетховена.

За 220 лет своего существования «лунная» соната Бетховена вызывала и вызывает восторг музыкантов и всех, любящих музыку. Эту сонату, в частности, чрезвычайно ценили Шопен и Лист (последний составил себе особую славу ее гениальным исполнением). Характерны воспоминания музыкального критика В. В. Стасова о молодых годах, когда он и композитор Серов восторженно воспринимали исполнение «лунной» сонаты Листом. «Это была,— пишет Стасов в своих мемуарах,— та самая «драматическая музыка», о которой мы с Серовым в те времена больше всего мечтали и поминутно обменивались мыслями в нашей переписке, считая ее той формой, в которую должна окончательно обратиться вся музыка. Мне показалось, что в этой сонате есть целый ряд сцен, трагическая драма: в 1-й части — мечтательная кроткая любовь и состояние духа, по временам наполненное мрачными предчувствиями; дальше, во второй части (Scherzo) — изображено состояние духа более покойное, даже игривое — надежда возрождается; наконец, в третьей части — бушует отчаяние, ревность, и все кончается ударом кинжала и смертью».

Во втором отделении концерта прозвучат произведения из второго тома фортепианного цикла Ференца Листа «Годы странствий» — разнообразные впечатления от итальянского искусства. В пьесе «Мыслитель» — суровые интонации похоронного марша, воплотившего образ статуи, созданной Микеланджело в гробнице Медичи (в трактовке Листа это размышление о бедствиях родины). Особой страстностью и восторженностью отличается «Сонет Петрарки № 104» с изысканными хроматизмами в мелодиях, выразительными пассажами и неожиданными гармониями. Самая значительная и масштабная часть второго тома – соната-фантазия «По прочтении Данте».

«Божественная комедия» Данте занимала мысли композитора в течение долгого времени. Соната-фантазия создавалась более десяти лет. Основой её послужило не всё грандиозное «полотно» поэмы Данте, а один из эпизодов ее первой части – «Ад», рассказ Франчески да Римини, несчастной молодой женщины, обманом выданной замуж за нелюбимого и поплатившейся жизнью за свою любовь. Герой «Божественной комедии» узнает об этом от самой Франчески, которую встречает вместе с ее возлюбленным во втором круге Ада, где казнятся люди, при жизни предававшиеся сладострастию.

Таким образом, Данте – хотя и проявляет сочувствие к героине – тем не менее, выносит ей суровый приговор с позиций Божественного правосудия. Но композитор-романтик не мог судить так же, как «последний поэт Средневековья». Примечательно, что Лист «спорил» с Данте в отношении Беатриче: «Я не могу примириться с тем, что в этом обворожительном… создании обитает дух высокоученого теолога, объясняющего догмы, проклинающего ересь». Композитор был убежден, что женщина должна не доказывать мужчине существование Бога рациональными доводами, а силой своей любви увлекать мужчину в божественные выси: «Не в царстве знания, нет – в царстве чувства ее сила!» В таком же ключе интерпретирует он и историю Франчески да Римини.

Об исполнителе:

Пианист Иван Фёдоров окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского (класс Народного артиста России, легендарного профессора Сергея Доренского, среди учеников которого — Н. Луганский и Д. Мацуев), там же прошел ассистентуру-стажировку. Лауреат международных конкурсов в Европе, США и России, с успехом выступает с сольными и камерными программами в России и за рубежом.

Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 65 (3 этаж, станция метро «Маяковская»)
Культурный центр Елены Образцовой
5 мая (воскресенье) 2024 года, в 19:00
Стоимость билета — 1000 руб.
Заказ билетов по тел.: +7 911 928-80-99 (WhatsApp, Telegram)
Группа ВКонтакте →

реклама