Шестой международный фестиваль Мстислава Ростроповича закрылся 2 апреля 2015 года концертом Лозаннского камерного оркестра под управлением латвийского дирижёра Андриса Поги в Большом зале консерватории. В программу вошли Первый концерт для виолончели с оркестром Шостаковича (солист Трулс Морк, Норвегия) и «Итальянская симфония» Мендельсона.
Это было со всех точек зрения достойное завершение фестиваля, очень интересного и насыщенного. Фестиваль, как всегда, собрал замечательных исполнителей и коллективы. Вот некоторые названия и имена: Заслуженный коллектив республики Оркестр Санкт-Петербургской филармонии п/у Юрия Темирканова; «Maggio musicale Fiorentino» п/у Зубина Meты; Госоркестр им. Светланова, Венский «Tonkünstler Orchestra» (дирижёр и солист — пианист Рудольф Бухбиндер).
Если Трулс Морк уже известен московским слушателям как прекрасный виолончелист, то Андрис Пога стал для нас счастливым открытием.
Было лишь известно, что на трёх Международных конкурсах дирижёров им. Евгения Светланова только ему удалось стать лауреатом первой премии (2010 г., Монпелье. На других первые премии не присуждались.). Но теперь мы сами смогли оценить мастерство молодого дирижёра (р. 1980 г)...
Первый виолончельный концерт Шостаковича в этот вечер прозвучал не совсем привычно. Концерт написан для полного струнного состава симфонического оркестра, и мы привыкли к его мощному звучанию. Видя на сцене камерный состав, нельзя было не усомниться в адекватности прочтения симфонической партитуры Шостаковича... Но с первых звуков и виолончели, и оркестра весь скепсис улетучился, настолько убедительным оказалось это исполнение. Конечно, концерт лишился немалой доли привычного пафоса, но зато это позволило лучше оценить красоты виолончельной партии.
И тут уж на высоте оказался Трулс Морк, исполнив сольную партию блестяще. Роскошные звуки виолончели захватили внимание зала с первых же тактов.
На протяжении всего концерта Морк демонстрировал великолепное инструментальное мастерство.
Его музыка была безупречной и светлой, но при этом не потерялась на фоне жёсткого, временами даже агрессивного звучания оркестра, предложенного Погой. Получился концерт в своём первоначальном смысле — соревновании солиста и оркестра, победителем которого стала Музыка.
Не сомневаюсь, что это прочтение Первого виолончельного концерта Шостаковича не станет проходным, и московские слушатели ещё долго будут его вспоминать.
На бис Трулс Морк очень тонко исполнил первую часть Сюиты для виолончели соло Бенджамина Бриттена.
Феликс Мендельсон не принадлежит к моим любимым композиторам, но исполнение его «Итальянской симфонии» Лозаннским камерным оркестром п/у Андриса Поги меня даже в чём-то захватило. Оно, так же как концерт Шостаковича, было жёстче привычного. Избыточный сентиментализм Мендельсона здесь был снят, но как-то очень деликатно. Обычно симфонии Мендельсона кажутся мне длинными, однако в этот раз время пронеслось почти незаметно.
На бис Андрис Пога с оркестром с большим вкусом и чувством стиля сыграли увертюру к опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Нельзя не отметить особо отменное качество звучания Лозаннского камерного оркестра.