Александр Миндадзе: поворот планет

Александр Миндадзе

Долгое время имя Александра Миндадзе было неотделимо от имени его друга и режиссера Вадима Абдрашитова. Вместе они сделали «Слово для защиты», «Поворот», «Охоту на лис», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слугу», «Армавир», «Пьесу для пассажира», «Время танцора», получили немало премий и наград, делили успех и критику.

Названия их фильмов использовались как некие метафоры и коды, понятные для посвященных. Случалось, что тому и другому советовали на время расстаться, чтобы освежить силы и сделать что-то иное, непохожее на то, что было прежде.

В итоге так оно само собой и случилось. Миндадзе стал работать с Алексеем Учителем над картиной «Космос как предчувствие», а потом и вовсе удивил: отважился на новый «Поворот», уже в собственной судьбе, дебютировав в режиссуре, когда ему было под 60, организовал свою студию. Два года назад на «Кинотавре» показали его фильм «Отрыв», потом была премьера на Венецианском кинофестивале.

Кто-то из российских критиков тут же назвал Миндадзе нашим Годаром, а кто-то настоятельно советовал больше никогда не браться за режиссуру. Тем не менее кинокритики наградили Миндадзе премией «Белый Слон» и за сценарий, и за дебют. Сам он в шутку называет себя молодым дарованием, говорит, что взялся за режиссуру, когда почувствовал, что иного выхода нет и нужно самому воплощать написанное, потому что никто другой этого сделать не сумеет.

Очень часто те ситуации, что описывал Миндадзе в своих сценариях, воплощенных режиссером Вадимом Абдрашитовым, становились пророческими. Фильм «Остановился поезд» словно бы предвосхитил крушение реального поезда, причем по странному стечению обстоятельств совпало и название города, где это произошло.

Да и «Отрыв» был написан до катастрофы, которая привела к столкновению самолетов. Можно как угодно относится к такому факту, но он имел место быть: кое-кто из участников и гостей «Кинотавра» боялся возвращаться в Москву на одном самолете с автором «Отрыва».

У Миндадзе свой неповторимый стиль, своя музыка слов. Его тексты тревожны, в них почти всегда ощутимо присутствие беды, удушья окружающей жизни. А слова повторяются в определенном ритме, часто так не говорят люди, но в кино это вполне допустимо, тем более что иногда сценарии и фильмы, по ним поставленные, существовали в каком-то особом измерении, похожем и абсолютно не похожем на реальную жизнь. В них было нечто инфернальное, угадывались жутковатые временные прорывы, иногда в никуда, при этом, какая эпоха на дворе, прочитывалось точно. За эти отрывы от быта то ли в небеса, то ли в преисподнюю, открывавшие бездны человеческой души, мы и полюбили творчество Миндадзе.

Александр Миндадзе — сын Анатолия Гребнева, последнего сценариста целой эпохи, профессионала с большой буквы, каковых почти не осталось. Многие даже и не подозревали об этой родственной связи при жизни Анатолия Борисовича. То, что Миндадзе — сын такого отца, многое объясняет. Теперь дочь самого Александра Анатольевича — Катя Шагалова — сделала уже два полнометражных фильма, не оставив никаких сомнений в том, что человек она волевой, к режиссуре профпригодный, а ее фильмы, особенно «Однажды в провинции», вызвали бурные споры, потому что она, как и ее отец, сумела нечто важное уловить в происходящем сегодня.

Светлана Игорева

реклама