О первом фестивальном юбилее — в Москве завершился Пятый Большой фестиваль Российского Национального оркестра — хочется сказать словами стихотворения Владимира Маяковского: «Не юбилейте!» На прошедших за восемнадцать дней семи концертах не было пафосных поздравлений, больших правительственных наград и заранее подготовленных бисов.
Принципы организации фестиваля, по словам его руководителя Михаила Плетнёва, — это
яркая музыкальная программа, качественный состав музыкантов, показ талантов, которые содержатся в недрах самого РНО.
На Пятом Большом фестивале исполнили Вторую симфонию Рахманинова и Первый концерт Брамса для фортепиано с оркестром — на открытии; Вторую симфонию Малера «Воскресение» — на закрытии. А посередине — музыку от Баха до Десятникова, с тактом и чувством меры, просто и вместе с тем невероятно глубоко.
Раритетным событием стало звучание оратории Жюля Массне «Мария Магдалина», особенным решением — два концерта, посвященные 110-летию Арама Хачатуряна.
В юбилейный год Верди и Вагнера их произведений в фестивальной программе не оказалось. Правда, Михаил Плетнёв обещал исполнить музыку этих композиторов позже, когда про них «все забудут».
Среди солистов — всемирно известные имена:
французская пианистка Элен Гримо, немецкая скрипачка Изабель Фауст, дирижер и скрипач Гидон Кремер из Латвии.
Блеснули поочередно три сопрано: Микаэла Карози (Италия), Миша Брюггергосман (Канада) и Анита Хартиг (Румыния). Приятно удивили аргентинское меццо-сопрано Бернарда Финк и американский тенор Грегори Уоррен.
Отличными интерпретациями шедевров за дирижерским пультом РНО поразили Хориа Андрееску (Румыния), Миша Дамеев (Швейцария) и Ален Альтиноглу (Франция).
Из приглашенных коллективов запомнились оркестр «Кремерата Балтика» и Московский камерный хор.
Несмотря на то, что в программе фестиваля отдельного концерта музыкантов РНО не состоялось, их соло в оркестре показали, что исполнительское мастерство продолжает совершенствоваться. Во многом, благодаря отношению к музыке самого Михаила Плетнёва: на этом фестивале он выступил трижды как дирижер и дважды — как пианист.
С одной стороны, проведение фестиваля Российского национального оркестра — это демонстрация достижений, а с другой — сохранение оркестрового духа.
Это соседство внешнего и внутреннего, где внутреннее больше внешнего во много раз.
* * *
Шестой фестиваль Российского национального оркестра пройдет в Москве с 5-го по 25 сентября 2014 года. По сложившейся традиции, смотр, открывающий концертный сезон в столице, представит слушателям разнообразную палитру жанров и подарит встречи с выдающимися исполнителями современности.
Главный фестивальный акцент будет сделан на концертных версиях оперных шедевров.
Под управлением Михаила Плетнёва вновь прозвучит опера Римского-Корсакова «Майская ночь». (Пять лет назад маэстро дирижировал ею на площади Парадного дворца в Архангельском.)
Немецкий пропагандист музыки ХХ столетия вообще и новейшей в частности Инго Метцмахер представит монодраму Арнольда Шёнберга «Ожидание», где солисткой выступит американское сопрано Дебора Поласки. А признанный во всем мире дирижер итальянского репертуара Альберто Дзедда покажет героическую оперу Россини «Танкред». (В 2012-м году маэстро закрывал Четвертый Большой фестиваль РНО исполнением собственной редакции россиниевской «Маленькой торжественной мессы».)
В один из вечеров можно будет услышать сразу две версии оперы «Орфей» — Евстигнея Фомина и Кристофа Виллибальда Глюка.
Русскую мелодраму сыграют при участии оркестра Pratum Integrum. Исполнение оперы-трагедии немецкого классика приурочат к 300-летию со дня рождения композитора.
На фестивале не останется без внимания камерно-инструментальная и симфоническая музыка. Кульминацией направления станет выступление Михаила Плетнёва и Российского национального оркестра, планирующих сыграть два концерта Бетховена.