Магдалена Кожена — 30-летняя чешская меццо-сопрано — делает карьеру стремительными темпами. В 1995 году она победила на Шестом моцартовском конкурсе в Зальцбурге. В 1996-м дебютировала в родном Брно и в Вене как моцартовская певица, и ее тут же подхватил поток «исторического исполнительства». Фантастическая подвижность ее небольшого голоса, отличная дикция и актерское мастерство сделали Магдалену Кожену одной из самых востребованных исполнительниц музыки барокко и классицизма. Она исполнила заглавную партию в знаменитой постановке «Орфея» Глюка в Театре Шатле (дирижер Джон Элиот Гардинер, режиссер Роберт Уилсон). 28 июля на фестивале в Вербье (Швейцария) вместе с Анной Нетребко и ансамблем «Il Giardino Armonico» она спела Stabat mater Перголези. В будущем сезоне певице предстоят «Идоменей» с Саймоном Рэттлом в Берлине, «Свадьба Фигаро» в Метрополитен-Опера с Джеймсом Ливайном и «Cosi fan tutte» в Зальцбурге, вновь с Рэттлом.
Тем временем на Deutsche Grammophon готовится к выходу ее пятый сольный диск. Магдалена Кожена так объясняет выбор программы: «Звукозаписывающая компания хотела что-нибудь более современное, нежели барочный и классический репертуар, который я пела раньше, а итальянская опера XIX века — это для меня нереально. Я хотела бы опять записать чешскую музыку, но для большинства чешских опер нужны большие славянские — почти вагнеровские — сопрано, так что, к сожалению, здесь мне тоже делать нечего. Французская программа показалась хорошей идеей». Не только хорошей, но и естественной, после того как певица уже записала под управлением Марка Минковского «Армиду» Глюка и «Дардана» Рамо и спела заглавные партии в концертном исполнении «Клеопатры» Массне и двух постановках «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси — превосходная школа французского языка и стиля! Не говоря уж о том, что Магдалена Кожена вышла замуж за баритона Венсана Ле Тексье и постоянно живет во Франции.
На новом диске представлены отрывки из четырнадцати произведений. Среди них есть известные: «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Испанский час» Равеля, а также «Песня о покрывале» из французской версии «Дон Карлоса» Верди. Марк Минковский категорически утверждает, что эта опера, написанная для Парижа, является французской. Все же, вероятно, не стоило включать этот номер, тем более что даже Кожене не удалось избежать в вокализе нескольких фальшивых нот. Две же трети программы составляют отрывки из опер, знакомством с которыми столь многие музыканты себя не утруждают, лениво отмахиваясь от «второстепенных композиторов» и «малоудачных сочинений». Кожена же выбрала фрагменты из «Белой дамы» Буальдьё, «Черного домино» Обера, «Сен-Мара», «Сафо» и «Ромео и Джульетты» Гуно, «Клеопатры», «Золушки» и «Дон Кихота» Массне, прозвучавшие у нее изысканно, аристократично, прекрасно ложась на голос, который теперь звучит как сопрано — даже в «Цыганской песне» из «Кармен» и в куплетах Никлауса из «Сказок Гофмана».
Удивительно — к тридцати годам голос Кожены стал моложе. Нежно-зеленый цвет обложки диска прекрасно гармонирует с его тембром. В то же время голос как будто стал меньше. Кудесники-звукорежиссеры помогают певице справиться с отрывками из партий Эболи и Кармен, которые она никогда не споет в театре. Марк Минковский оценивает эту ситуацию так: «Проблема — правильно выбрать дирижера, оркестр и зал». Выбрав Малеровский камерный оркестр, Минковский добивается от него легчайшего аккомпанемента, а хору «Музыканты Лувра» доступны все градации piano. Выбрав Марка Минковского, Магдалена Кожена обрела надежного союзника в покорении французской оперы.
Французские арии. Магдалена Кожена. Малеровский камерный оркестр. Хор «Музыканты Лувра». Дирижер Марк Минковский. Deutsche Grammophon. 474 214-2. Дистрибьютер в России — Universal Music Russia.
Анна Булычева