Лебединая песня великого мелодиста

«Маленькая торжественная месса» на Большом фестивале РНО

«Маленькая торжественная месса» на Большом фестивале РНО

Знаменитый итальянский дирижер Альберто Дзедда привёз в Москву «Маленькую торжественную мессу» Джоаккино Россини в собственной редакции.

Концерт состоялся в рамках 4-го Большого фестиваля Российского национального оркестра. Михаил Плетнев, создатель и идейный вдохновитель фестиваля достаточно дальновидно расположил свое детище по времени — в начале концертного сезона, когда остальные коллективы и руководители только раскачиваются, конкуренция ниже и искушенный московский зритель еще не успел устать, если не сказать пресытиться, культурными событиями года.

Музыкальные жанры в рамках фестиваля представлены достаточно широко — симфоническая, оперная, камерная программы соседствовали даже с джазом — вездесущий Игорь Бутман (ну нет больше, к сожалению, в нашей стране джазовых саксофонистов!) объединился с квартетом братьев Брубек из США и музыкантами РНО. Как и полагается в приличных домах, самое вкусное остается на десерт — заканчивался фестиваль концертом в зале имени Чайковского, где за пульт встал 84-летний маэстро, ведущий россиниевед мира, итальянец Альберто Дзедда. Он предложил вниманию слушателей произведение Россини, которое не так часто звучит на концертных площадках — «Маленькую торжественную мессу» для солистов, хора и оркестра.

Альберто Дзедда

Любопытна история создания этого сочинения. Написал его Россини уже на склоне лет, уже живя в Пасси, под Парижем, и сначала посвятил его своему дому, а затем — жене своего друга, графа Пийе-Уилл. В их доме и состоялась премьера, вызвавшая бурный восторг у всех присутствующих. Достаточно сказать, что Мейербер, как правило, не очень щедрый на похвалу, назвал Россини Юпитером музыки, а его мессу — шедевром. Первоначально опус предполагался для исполнения двенадцатью певцами «трех полов», по числу апостолов (мужчины, женщины и кастраты), из которых восемь составляли хор, а четверо солировали. Сопровождаться все это действо должно было двумя роялями и фисгармонией. Однако незадолго до своей кончины Россини оркестровал ее для симфонического состава, мотивируя свои действия с присущим ему ироническим остроумием — Россини был, как известно, одним из самых больших, выражаясь сегодняшним сленгом, «приколистов» в истории музыки: «Как только её найдут в моем наследии, явится господин Сакс со своим саксофоном или Берлиоз с другими великанами современного оркестра, захотят инструментовать мою мессу и убьют этим несколько моих вокальных голосов, а заодно... и меня самого. Вот потому... я пишу ...сопровождение... для струнного квартета и нескольких ...духовых инструментов, которые не заглушат моих бедных певцов».

Ольга Сендерская (сопрано) и Сильвия Тро Сантафе (меццо-сопрано, Испания)

Следует отметить, что оркестровка звучала вполне полноценная — для полного симфонического состава, полного состава хора (в концерте принимали участие «Мастера хорового пения» Льва Канторовича), и четырех солистов — баса, тенора, меццо и сопрано. Это были, соответственно, итальянец Мирко Палацци, наш Дмитрий Корчак, испанка Сильвия Тро Сантафе и Ольга Сендерская, проживающая нынче в Тель-Авиве.

Солисты произвели неравноценное впечатление. Очень прилично выглядел Дмитрий Корчак, его «Domine Deus» звучал, как и задумано автором, вполне героически, слово парило над оркестром довольно разборчиво, диапазон ровный, тембр, подходит исполняемой музыке, он красив и статен, как впрочем, и сам певец — просто иллюстрация романтических героев 19-го века.

Дмитрий Корчак (тенор)

Пожалуй, не уступала ему по вокальной части и меццо-сопрано — выровненный диапазон, без малейшего намека на стыки и шероховатости, высокая культура исполнения. Её финал действительно, что называется, «зацепил» — ну и, конечно, изумительный по мелодизму, с явно романтико-философскими репликами хора, близкими, кстати, к русским интонациям, «Agnus Dei» оказался очень трогательным.

Послабее выглядели Палацци, которому явно не доставало свободы и легкости, и Ольга Сендерская, звучавшая также довольно напряженно. Но в целом это совершенно не портило общей картины, музыка, действительно, очень красивая, глубокая и чувственная, и солисты вполне адекватно ее доносили.

«Маленькая торжественная месса» на Большом фестивале РНО

Конечно, это не музыка богослужения, хотя Россини и пытался добиться ее исполнения в храмах, бомбардируя папу римского письмами с просьбами допустить женщин на хоры вместе с мужчинами. Это типично светское произведение искусства на духовную тему, слишком эмоциональное и отвлекающее от службы, с точки зрения строгих ревнителей церковных канонов. Особенно хочется отметить звучание хора — стройное, четко выдерживающее стилистику как в тембровом, так и в динамическом смыслах, оно сливалось как с оркестром, так и с солистами, совершенно им не мешая, и в то же время, в сольных местах было ярким и убедительным. Оркестр же временами был тяжеловат, не всегда хватало прозрачности и света.

Но, в целом, от концерта осталось очень хорошее впечатление. Не зря в свое время Россини писал одному из своих друзей: «Если бы был жив мой бедный учитель Маттеи, он сказал бы: „Вот уж на сей раз Джоаккино не обесчестил мою школу“».

Фотографии с сайта buro247.ru

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама