Василий Герелло и «Терем-квартет» в ММДМ
Московский международный дом музыки продолжает одаривать столичного слушателя замечательными вокальными концертами. В арсенале ММДМ припасены очень разные программы, можно сказать на любой вкус – и строгие академические, и более «народные», по-хорошему «попсовые», программы большого репертуара (оперы в концертном исполнении, оратории, вокальные рециталы, сплошь состоящие из образцов высоких жанров), и те, что развивают камерный формат. Очевидно, что Дом музыки стремится быть разнообразным и интересным самым разным слоям слушателей, не теряя при этом высоких стандартов качества, причастности к академизму даже в тех случаях, когда вниманию публики представляются программы на не самый взыскательный вкус.
Накануне Нового года в Светлановском зале ММДМ с большим успехом прошли концерты двух теноров с родины бельканто – только начинающего свою звездную карьеру Франческо Демуры и уже маститого Сальваторе Личитры, а уже в первые числа наступившего 2011 года в самом большом зале Дома музыки вновь собрались поклонники вокала. На этот раз москвичей и гостей столицы порадовали вокалом «отечественного производства», но оттого не менее качественным и ярким: в преддверии старого Нового года здесь выступил знаменитый мариинский баритон Василий Герелло в сопровождении не менее знаменитого «Терем-квартета».
Василий Герелло сегодня является ведущим солистом оперной труппы Мариинского театра баритонового амплуа, в его репертуаре – ведущие партии из прежде всего знаковых для любого баритона опер Чайковского и Верди, а также многих других композиторов: перечень ролей артиста по-настоящему впечатляет. Кроме того, он весьма востребован и за рубежом. Но для московской публики на этот раз Герелло предстал совсем в иной роли: в программе концерта значились популярные в свое время песни советских композиторов, музыка к кинофильмам, неаполитанские и украинские народные песни.
Концерт получился действительно праздничным. Было очевидно, что все участники выступали с огромным энтузиазмом, на большом эмоциональном подъеме, с хорошим настроением, которым они смогли зарядить зал, поздравляя публику с уникальным отечественным праздником – старым Новым Годом. Хотя концерт случился и не 8 марта, Василий Герелло неоднократно признавался в любви к присутствующим в зале женщинам. Словно заправская эстрадная звезда, шоумен, певец свободно передвигаясь по сцене, перебрасывал микрофон из руки в руку, ненадолго спускался в зал для более близкого общения с публикой, передавал приветы и благодарности тем, кого заметил в зале из своих знакомых и тем зрителям, кто дарил ему роскошные букеты цветов.
Иной скептик-циник-пурист тут же задастся вопросом: а допустима ли такая степень свободы, неформальности на концерте все-таки оперного артиста, сделавшего себе имя на исполнении высоких образцов классики и ранее в шлягерном репертуаре особо не замеченного? Признаюсь, такие мысли поначалу были и у меня: и все-таки что-то определенно мешало назвать этот концерт пренебрежительным словечком «попса», несмотря на чрезвычайную легкость, даже банальность заявленного репертуара. Артисту удалось не перейти ту зыбкую грань, которая отличает настоящий артистический профессионализм от пустого желания просто заигрывать с публикой на волне своей популярности. Именно это чувство соблюденной меры, при всей демократичности формата концерта, не дало ему скатиться к пошлости, вульгарности.
А еще, наверное, класс артиста заметен в беспрекословном следовании стилю, музыке, высокому исполнительскому уровню музыкантов квартета и солиста, несмотря на их желание немного «похулиганить», по их же собственному выражению, в праздничный вечер. Даже в столь, казалось бы, простом и тривиальном репертуаре можно было понять, что Герелло обладает голосом очень красивым, подвижным, большого диапазона, свои недюжинные вокальные возможности он старался показать даже в несложных, казалось бы, произведениях. Задушевно прозвучали советские эстрадные и украинские народные песни; с блеском были исполнены и сверхпопулярные во всем мире итальянки. Много в этот вечер играл и «Терем-квартет», в очередной раз продемонстрировав высокую ансамблевую культуру, чувство стиля, который так трудно сохранить, исполняя переложения. Итог – праздничное настроение публике артистам удалось создать: а это – главное!