Новый фильм Нильса Тавернье «Принцесса Аврора»
В Москве в рамках Фестиваля «Французское кино сегодня» прошел День Кароль Буке.
Известная французская актриса приезжала, чтобы лично представить новую картину Нильса Тавернье «Принцесса Аврора», в которой она сыграла королеву — маму принцессы-балерины. Традиция таких дней одного актера начинает приживаться в Москве. Пусть только одна картина будет новой для российских зрителей — всегда ведь интересно увидеть артиста его глазами. Из своего огромного послужного списка Буке выбрала только два названия — «Слишком красивая для тебя» Бертрана Блие (1989) и «Целуй кого хочешь» Мишеля Блана (2001).
Актриса много рассказывала о Блане, о его зверских методах работы на съемочной площадке и потрясающих результатах. Главное, что он умеет смеяться над вещами, от которых у других мороз по коже. Или увидеть смешное там, где другие его просто не ищут. И Буке предпочла легковесный, очень французский по духу фильм Блана шедевру Бунюэля «Смутный объект желания», в котором когда-то дебютировала.
Чтобы предупредить вопросы о бывшем супруге, Жераре Депардье, Буке предварила показ «Слишком красивой для тебя» фразой: «Если хотите побольше узнать обо мне сегодняшней, посмотрите еще раз этот фильм». Кароль играет в нем роль утонченной женщины, которая оказалась слишком красивой для грубоватого героя Депардье. Вечером показали «Принцессу Аврору» (в оригинале «Аврору», но из-за выхода одноименного фильма Оксаны Байрак с Дмитрием Харатьяном в главной роли переименованную для российского проката). Кароль Буке предстала в неожиданном для нее амплуа — мудрой женщины в годах, но еще очень красивой.
В основе сюжета — сказка о девочке, которая мечтала танцевать, но статус королевской дочери не позволял ей встать на пуанты. Буке играет маму этой принцессы, а по ходу фильма мы узнаем, что королева была известной танцовщицей, но по восшествии на трон вынуждена была расстаться с танцами. По всему сказочному королевству прокатился запрет на ношение пуантов и тому подобное. Юная Аврора открывает мир заново, а пуанты матери, спрятанные в сундуке на пыльном чердаке, достаются ей, как Золушке хрустальные башмачки — обе неожиданно для самих себя надевают бальную обувь и танцуют как профи.
У кинокритиков наивный детский фильм особого успеха не имел, но зрители идут на него охотно. Среди них — влюбленные балетоманы. Главной приманкой стала не только красавица Буке, но и настоящие артисты Парижской Оперы. О повышенном интересе к этим персонажам говорить не приходится. Чего стоит главная парижская этуаль Николя Ле Риш в роли Художника, которого полюбила Аврора и который умирает у нее на глазах, с достоинством защищая свою честь артиста. Или пикантный кавалер Кадер Белярби, загримированный в фильме под восточного шейха, который приехал свататься к Авроре и по традиции показывал танцы своего народа в собственной же хореографии. Нехитрый танец a la «Шехеразада» Фокина с другими идолами балетной сцены Парижа и Гамбурга Мари-Аньес Жилло и братьями Иржи и Отто Бубеничеками. Еще снялся здесь Ян Бридар — он изображал другого принца и, соответственно, сочинил другого рода танцы, также исполненные артистами Парижской Оперы. Самым отвратительным из национальных принцев Авроре показался японский — он, как и двое других претендентов на руку принцессы, показал танцы своего народа (в хореографии Ютака Такей, танцовщика труппы Каролин Карлсон). И наконец, несколько танцев для Авроры (Марго Шателье) сочинила сама Карлсон, вызвав в актрисе бурю противоречивых эмоций. Ее можно понять — учиться танцу у суровой Каролин никому сахаром не покажется.
Нильс Тавернье — один из немногих счастливчиков режиссеров, удостоенных высокой чести — разрешения снимать фильмы в Опера Гарнье, привлекать для бытовых интервью солистов балета, простаивать с камерой в кулисах и репетиционных залах — в общем, делать все, что его душе захочется. В повседневной жизни Нильс скорее похож на рокера, главное его занятие — съемки документального кино в экстремальных условиях. На съемках одного такого фильма в Касабланке он и познакомился с Буке. Его подруга танцевала в Парижской Опере, и, когда он познакомился с Буке, он уже был человеком абсолютно больным балетом, но не с позиции зрителя, а как бы изнутри. В 2000 году он снял фильм «Звезды» — о закулисной жизни одного из самых респектабельных театров мира — Парижской Оперы. То, что он записал и смонтировал, мало чем напоминает безмятежные полотна Дега. В его трактовке нежные и тонкие балерины во время репетиций похожи то на взбесившихся фурий, то на медитирующих дзен-буддистов, то на токсикоманок, задыхающихся от сигаретного дыма. Но пленка зафиксировала и парадную сторону театра: по мере приближения вечернего спектакля хаос сменяется светом и порядком — замарашки превращаются в неземных дев — вилис, сильфид, наяд. Многие артисты охотно откровенничают перед камерой Тавернье. Вот такая изнанка великого искусства.
Почему этот фильм привезла в Москву именно Кароль Буке, хотя актриса играет в нем не главную героиню, понятно объяснила сама Буке. Отсняв балетного материала на фильм, который мог бы длиться несколько дней, Тавернье пришел к Буке и попросил оказать ему поддержку, так как у молодого режиссера-документалиста было мало шансов получить разрешение на съемки художественного фильма-сказки. Участие Буке поспособствовало продвижению проекта, и через несколько лет этот фильм действительно вышел на экраны. Роль королевы-матери, которая, умирая, завещает дочери «никогда не забывай танцевать, даже когда тебе грустно», а затем появляется в образе доброй феи, предостерегая ее от опасностей, и роль защитницы молодого талантливого режиссера, влюбленного в балет, слились для Буке в единое целое. Она с удовольствием едет хоть на край земли, чтобы представить зрителям новую картину. До Москвы, например, она побывала в Новосибирске с этой миссией.
Эксклюзивными правами на фильм «Принцесса Аврора» владеет кинотеатр «35 мм». В прокат фильм выходит с конца декабря и надежно продержится в репертуаре в течение Рождественских праздников.