Tenorissimo итальянской оперы

Концерт Сальваторе Личитры в ММДМ

Сальваторе Личитра

Отрадно, что в последние годы Москве довелось вживую услышать достаточно много зарубежных теноров, имеющих в мировой табели о рангах статус звезд. Помимо «дежурных» зачастивших к нам на исходе карьеры Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в Москве пели Хосе Кура, Роберто Аланья, Марсело Альварес, Рамон Варгас, Джозеф Каллейя, Хуан Диего Флорес, Франческо Мели, Йонас Кауфман… Однако всемирно известный итальянский тенор Сальваторе Личитра доехал до Москвы только сейчас: его сольный концерт состоялся на сцене Светлановского зала Дома музыки 28 декабря 2010 года. В названном году яркая международная карьера одного из величайших лирико-драматических теноров современности перевалила через двенадцатилетний рубеж. Все эти годы российские меломаны были вынуждены довольствоваться лишь аудио- и видеозаписями выступлений этого исполнителя, а из отечественных трансляций на телеканале «Культура» сразу же приходит на ум тройка спектаклей из «Ла Скала» под управлением Риккардо Мути – вердиевские «Бал-маскарад», «Трубадур» и пуччиниевская «Тоска»: в каждом из них Сальваторе Личитра исполнил ведущие партии. Лично мне впервые услышать певца вживую удалось только в 2001 году в «Трубадуре» на сцене театра «Арена ди Верона». Вторично это произошло там же на следующий год в вердиевской «Аиде». Третья моя «встреча» с ним состоялась в 2005 году в партии Поллиона на концертном исполнении «Нормы» Беллини на сцене Венской государственной оперы. Понятно, что вокальные впечатления от пленэра огромного античного амфитеатра – не самые лучшие с точки зрения меломанского наслаждения звучанием певческого голоса и его объективной оценки, однако аренианские (гипертрофированно преувеличенные по сравнению даже с обычной оперной плакатностью) теноровые страсти Сальваторе Личитра держал под полным контролем, не забывая и об интенсивной плотности звучания, и о кантилене, и о драматической выразительности. В «цивилизованных» акустических условиях главной оперной площадки Вены я, наконец, смог по достоинству оценить для себя всю красоту и благородство тембра певца, его высочайшую вокальную культуру. И нынешний московский концерт убедительно показал, что после двенадцати лет интенсивной международной карьеры исполнитель находится в превосходной вокальной форме: его голос продолжает звучать полновесно масштабно, акцентированно выразительно и тембрально ярко, в полную силу демонстрируя истинную страстность, на которую и может быть способен лишь тенор-итальянец.

Сальваторе Личитра: «программно», официально и в контексте вокальной специализации

Краткая биография знаменитого тенора, изложенная на страницах программы его московского концерта освобождает автора от штудирования музыкальных энциклопедий и справочников. По происхождению он сицилиец, хотя и родился в швейцарском Берне. Это случилось в 1968 году. Ему предстояло продолжить дело своих родителей, владевших фотолитографической фирмой, однако, увлекшись в ранней юности музыкой, молодой человек решает стать профессиональным певцом, благо уже имеет для этого ярко выраженные природные задатки. Сначала он проходит обучение в Академии Верди в Парме как баритон. И только когда начинающий певец попадает в опытные руки знаменитого тенора Карло Бергонци, тот распознает в его голосе подлинную теноровую природу.

После этого карьера Сальваторе Личитры начинает развиваться более чем стремительно. В 1998 году он дебютирует в опере Верди «Бал-маскарад»  в пармском Teatro Regio, признанной цитадели ревностного оберегания вердиевских исполнительских традиций, но по-настоящему пристальное международное внимание певец привлекает к себе в том же году в той же самой партии на сцене театра «Арена ди Верона». Появившийся на мировом горизонте тенор не ускользает и от внимания тогдашнего музыкального руководителя театра «Ла Скала» Риккардо Мути: уже в следующем 1999 году (в сезоне 1998/1999), он поет партию Дона Альваро в опере Верди «Сила судьбы» и для главной музыкальной сцены Италии на переломе XX и XXI веков становится поистине ключевой теноровой фигурой: в сезоне 1999/2000 выступает в «Тоске» (2000), в сезоне 2000/2001 – в «Трубадуре» (2000) и в «Бале-маскараде» (2001).

В мае 2002 года Личитрой осуществляется триумфальное покорение Америки: на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера» он исполняет партию Каварадосси в опере Пуччини «Тоска», буквально в последний момент заменяя Главного Тенора Планеты Лучано Паваротти. С тех пор журналисты и меломаны не преминули окрестить Сальваторе Личитру наследником Большого Па. По этому поводу не пожалеем времени на небольшое отступление. Хотя подобные клише всегда чреваты субъективной сиюминутной избирательностью, всё же кажется, что среди ныне действующей плеяды зарубежных лирико-драматических теноров, без которых немыслим традиционный итальянский репертуар второй половины XIX – начала XX века (Верди, Пуччини и веристы), именно Сальваторе Личитра с его потрясающей вокальной культурой и истинно итальянским благородством кантилены наиболее адекватен в качестве преемника Паваротти. При этом, конечно же, необходимо помнить, что вокально-репертуарные возможности Паваротти были несравненно богаче и разнообразнее. Он пел свободно и легко, что называется, душой и сердцем. Напротив, Личитра всегда демонстрирует безупречно дозированный рационализм «вокального силовика», при этом никогда не переходя грань «зашкаливания» и всегда оставаясь элегантным, пластично-подвижным и утонченно-рафинированным исполнителем. Конечно же, он не обладает той свободой и широтой певческого диапазона, какой обладал несравненный Лучано, но в рамках того репертуара, за который певец берется всегда очень продуманно и взвешенно, камни тесситурного преткновения преодолеваются им профессионально грамотно и достаточно «незаметно» для слушателя.

Природа голоса Паваротти была такова, что ему одинаково подвластны были как чисто лирические, так и лирико-драматические партии. Природе голоса Личитры всё же больше подходят роли лирико-драматического амплуа, а его «вылазки» в драматический репертуар оправданы, с точки зрения фактуры голоса, несомненно, гораздо более весомо, чем у Паваротти. Наоборот, попытки вылезти в сугубо лирический репертуар для Личитры обоснованы в гораздо меньшей степени: «поддать звучка», там где это необходимо в драматических эпизодах, Личитре удается гораздо легче и «изящнее», чем пропевание «чистой лирики». Говоря о Личитре как о преемнике Паваротти, за кадром рассмотрения мы невольно оставляем ныне действующих легких лирических теноров, которых ведь тоже можно рассматривать как преемников и продолжателей традиций Большого Па. К ним, к примеру, можно отнести и такие упоминавшиеся уже известные звездные имена, как Хуан Диего Флорес и Роберто Аланья (последнего, правда, в начале его певческой карьеры), а также молодого, но уже достаточно известного тенора liricо spinto Франческо Мели или совсем еще молодого и пока практически неизвестного у нас в стране Франческо Демуро. Заметим, что выступление Франческо Демуро, состоявшееся 31 декабря 2010 года на сцене Московского международного Дома музыки, лишь только сейчас несколько исправило ситуацию в отношении певца, о котором в последние годы всё настойчивее и настойчивее стали говорить в зарубежной прессе, причем, с явным пиететом.

Итак, возвращаясь к Сальтваторе Личитре, спешим констатировать, что вслед за судьбоносными работами на сцене «Ла Скала» следуют ангажементы на главные партии в главных оперных театрах Вены, Цюриха, Мюнхена, Берлина, Лондона, Парижа, Мадрида, Рима, Неаполя, Чикаго, Вашингтона и Лос-Анджелеса. В Опере Лос-Анджелеса в начале сезонa 2008/2009 он поет главную партию в «Плаще» Пуччини (в постановке Пласидо Доминго), а затем, партией Радамеса в вердиевской «Аиде», в январе 2009 года открывает новый сезон в Римской опере (Teatro dell’Opera di Roma). В том же сезоне певец выступает в «Паяцах» Леонкавалло в Teatro Comunale во Флоренции, а также в «Аиде» в мюнхенской Баварской государственной опере (под управлением Даниэле Гатти) и в миланском театре «Ла Скала» (под управлением Даниэля Баренбойма). В сезоне 2009/2010 он возвращается на сцену нью-йоркской «Метрополитен-опера» в «Аиде», «Плаще» и «Турандот». В том же сезоне следуют и главные вердиевские партии в «Эрнани» в Цюрихе и Чикаго, а также в «Доне Карлосе» в Венской государственной опере.

Прошедшим летом исполнением партии Калафа в «Турандот» Пуччини Сальваторе Личитра украсил афишу популярного оперного сезона в «Арена ди Верона». В числе недавних ангажементов певца первой половины текущего сезона следует назвать две партии в операх Пуччини – Каварадосси («Тоска» в Deutsche Oper Berlin) и Дика Джонсона («Девушка с Запада» в Палермо; перед этим в июне – в Сан-Франциско), а также две партии в операх Верди – Густава III («Бал-маскарад» на открытии нынешнего сезона Вашингтонской национальной оперы) и Дона Альваро («Сила судьбы» в Teatro Comunale во Флоренции). Важными предстоящими творческими вехами в первой половине 2011 года (второй половине нынешнего сезона) для певца, несомненно, явятся такие партии, как Туридду в «Сельской чести» в «Ла Скала», Андре Шенье в одноименной опере Джордано в Deutsche Oper Berlin, Радамес в «Аиде» Верди на сцене Венской государственной оперы, а также дебюты в ролях Энцо Гримальди («Джоконда» Понкьелли в Teatro Massimo di Palermo) и Дона Хозе («Кармен» Бизе в Опере Сан-Диего), после чего ожидается возвращение певца на сцену «Метрополитен-опера» в «Тоске» Пуччини, спектакле, который в 2002 году окончательно и бесповоротно вознес его на международный оперный Олимп. Следующим летом на сцене Гамбургской государственной оперы, опять же, запланирована «Тоска», в театре «Арена ди Верона» – «Аида», а в конце сентября – «Эрнани» Верди в Токио (участие в гастрольном туре Teatro Comunale di Bologna с постановкой Teatro Massimo di Palermo).

Сальваторе Личитра – обладатель эксклюзивного контракта с компанией SONY/BMG Masterworks. Его дискография включает полные записи опер «Тоска» Пуччини и «Аида» Верди на DVD, а также «Тоска» Пуччини и «Трубадур» Верди на CD. «Аида» (2007) записана со спектакля Цюрихской оперы (дирижер – Адам Фишер). Записи «Тоски» (2000: сезон 1999/2000) и «Трубадура» (2000: сезон 2000/2001) сделаны под руководством маэстро Риккардо Мути со спектаклей театра «Ла Скала», причем запечатленной на CD постановкой «Трубадура» открывался миланский сезон 2000/2001. Кроме этого дискография певца насчитывает два сольных альбома оперных арий – «The Debut» («Дебют», 2002) и «Forbidden Love» («Запретная любовь», 2006), а также несомненный музыкальный бестселлер – альбом популярных композиций «Duetto» («Дуэт», 2003), записанный им со своим другом и коллегой Марсело Альваресом. В аудиоарсенале Сальваторе Личитры имеется также запись саундтрека к фильму режиссера Салли Поттера, «The Man Who Cried» («Человек, который плакал», 2000), в составе которого певец исполнил ряд классических оперных арий-композиций.

Сальваторе Личитра: на московском концерте певца

Так повелось в последнее время, что сольные концерты известных зарубежных певцов на поверку часто оказываются не совсем сольными. Я имею в виду, конечно, не участие в концерте оркестра и дирижера – полноправных фигурантов события. Речь идет о «бесплатных бонусах», о которых даже и не подозреваешь и без которых вполне можно было бы и обойтись… Ни в афише, ни в рекламных постерах московского концерта Сальваторе Личитры никакой информации об этом, конечно же, не было. Правда, она была на официальном сайте ММДМ, но, надумав покупать билет, не каждый ведь туда заглянет! На этот раз в концерте приняла участие молодая русская певица-сопрано Юлия Саврасова. С ней Личитра спел пару дуэтов, а сама она, давая ему передышку, безусловно, «заслужила» в этот вечер исполнить две свои «законные» арии. Имя это для Москвы абсолютно новое. Наша героиня родилась в Мурманске. С 2003 года является солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра, с 2006-го преподает сольное пение в РГПУ имени Герцена (Санкт-Петербург), который окончила в том же году. Лауреат международных конкурсов, ведет активную концертную деятельность.

Нельзя сказать, что певица не оснащена технически, но сам ее какой-то очень бесплотный, совсем небольшой голос абсолютно не ложился на сильные характеры представленных ею оперных героинь, ибо спела она знаменитую мелодию Леоноры из «Силы судьбы» Верди и не менее известный романс Валли из одноименной оперы Каталани. Если даже средствами своего далеко не драматического голоса в мелодии Леоноры певица всё же старалась делать некие выразительные акценты, то романс Валли явился просто исполнительским недоразумением, а часть дуэта с Личитрой (дуэта из II акта из «Бала-маскарада»), за которую была ответственна певица, предстала просто элементарным иллюстраторством… Увы, ведь Личитра в таком благодатном с музыкальной точки зрения номере со своей стороны был невероятно хорош! Но если партнерша не отвечает партнеру на том же уровне мастерства, если она не настроена на ту же самую медитативную музыкальную волну, то дуэт просто распадается на составляющие, что в данном случае и приходится констатировать. Пожалуй, в меньшей степени это было заметно для лирического дуэта из последнего акта вердиевской «Травиаты», в котором, в строгом соответствии с нашей изложенной выше концепцией, Личитра предстал наименее убедительным, несмотря на то, что особых вокальных сложностей в нем не наблюдается.

Вся подборка сольных вокальных номеров, исполненных Личитрой, предстала блистательной феерией популярных шлягеров итальянской оперы: ария Макдуфа и ария Ричарда / Густава III (III акт) соответственно из вердиевских «Макбета» и «Бала-маскарада», ария Каварадосси (III акт) и ария Калафа (III акт) соответственно из пуччиниевских «Тоски» и «Турандот», а также ариозо Канио из «Паяцев» Леонкавалло. Ее дополнила неаполитанская песня «Core ‘ngrato» («Неблагодарное сердце»). Не обошлось, конечно и без излюбленного номера публики – «Застольной» из «Травиаты», и на этот раз вызвавшей у нее бурю «узнавательных» эмоций. Вечер в ММДМ, несомненно, удался: первый визит певца в Россию стал сенсацией и подлинным праздником для меломанов. Но его успех во многом был разделен и итальянским дирижером Лоренцо Коладонато, фигурой, относительно молодой и малоизвестной в масштабах мирового дирижерского пространства. Найдя общий язык с оркестром «Новая Россия», он добился от него качественного и очень сбалансированного звучания, которое превратилось в подлинного «союзника» вокалистов и в который раз доказало, что от дирижера зависит многое. Со своей стороны и Сальваторе Личитра убедительно доказал, что настоящие итальянские тенора на традиционный итальянский оперный репертуар в мире еще не перевелись. По крайней мере, один есть точно!

реклама