Ни вдохнуть, ни выдохнуть

Фильм недели — детективный триллер «Таинственная река» (НТВ, 20 октября, 23.25. США, 2003). Остается только удивляться, что замечательный актер Клинт Иствуд, поставивший как режиссер множество хороших и очень хороших фильмов («Непрощенный»), наивысшего достижения — таково мнение многих критиков — добился в 73 года. Это история Джимми (Шон Пенн — «Оскар» лучшему актеру), Дэйва (Тим Роббинс — «Оскар» лучшему актеру второго плана) и Шона (Кевин Бэйкон). Когда-то они были друзьями — мальчишки из рабочего предместья Бостона. Но вот однажды Дэйва похитил сексуальный маньяк и жестоко надругался над ним, и это навсегда тяжелым камнем легло на душу Дэйва и его друзей. Прошли годы. Джимми отсидел срок за ограбление и теперь держит магазинчик в своем квартале. Он женат на Аннабет (Лора Линни) и обожает дочь. Шон стал полицейским детективом в отделе убийств, его брак оказался неудачным, и он общается в основном со своим напарником (Лоренс Фишберн). Дэйв живет в бедном районе, после смерти матери женится на Селесте (Марша Гэй Харден). Они снова встретились, когда была убита дочь Джимми. Расследование поручили вести Шону. Главным подозреваемым стал Дэйв... В основу картины лег бестселлер Дениса Лихэйна. «Я прочитал книгу, — вспоминает Иствуд, — и был потрясен историей о том, как давнее преступление испортило жизни многих людей. Я говорю не только об убийстве. Я говорю о том, как насилие изменило жизни героев и как оно продолжало преследовать их много лет назад. Меня заворожил такой взгляд на насилие... Это мрачный фильм. Это фильм о том, как прошлое настигает настоящее. Неважно, сколько десятилетий прошло, роковая цепь событий неразрывна, и предотвратить трагедию невозможно. Все герои одержимы прошлым».

В активе НТВ еще одна лента — классическая психологическая драма Майка Николса «Кто боится Вирджинии Вульф?» (НТВ, 20 октября, 2.55. НТВ, США, 1966), представляющая собой киноверсию одноименного бродвейского хита Эдварда Олби. Джордж (Ричард Бертон) — подавленный жизнью профессор истории, неудачник — женат на Марте (Элизабет Тейлор) — распутнице и алкоголичке. Ее отец — ректор колледжа, где преподает Джордж. После двадцати лет брака их отношения иной раз доходят до безграничной ненависти. Марта любит сравнивать своего слабого, не оправдавшего надежд супруга с сильным отцом, так как знает, что это бесит его. Они придумали себе сына и говорят о нем, как если бы он существовал на самом деле. На одной из факультетских вечеринок они знакомятся с молодой парой, преподавателем биологии Ником (Джордж Сигал) и его женой Хани (Сэнди Денис). Ник считает себя сердцеедом, а Хани — хитрющая, истеричная стерва с кротким видом. Марта и Джордж приглашают новых знакомых зайти в гости и выпить по рюмочке... Картина была удостоена пяти премий «Оскар».

Если же говорить о современном отечественном кино, то оно представлено значительно лучше и разнообразней, чем раньше. Есть смысл остановиться по крайней мере на трех картинах.

К 60-летнему юбилею Ивана Дыховичного «Первый канал» приурочил показ его нового фильма «Вдох — выдох» (19 октября, 0.50. Россия, 2006). Его сюжетная интрига элементарна — в беглом пересказе. После семи лет совместной и вполне счастливой жизни Миша (Игорь Миркурбанов) и Вера (Екатерина Волкова) разошлись. Это произошло неожиданно, когда они обнаружили, что между ними лежит непреодолимая, глубочайшая пропасть абсолютного непонимания и незнания друг друга. Прошло время, и бывшие супруги решили встретиться вновь, чтобы попробовать начать все сначала. В их распоряжении всего десять часов. За это время надо открыть и объяснить друг другу то, что не удалось сказать за прожитые вместе годы... Талант режиссера и его незаурядные возможности отчетливо ощущаются в каждой его работе, а в этой — особенно. Она превосходно снята (оператор Максим Осадчий), превосходно срежиссирована (в техническом смысле), безупречны актеры. Но... «Меня интриговала сама возможность снять картину, где будет много подтекста, — отмечал Иван Дыховичный. — И когда мы уже были на середине сценария, один из моих коллег сказал: „Знаешь, прожив восемь лет с женщиной, которую очень люблю, я никогда с ней не говорил о самом главном“. Вот такая хитрая штуковина заложена в этой картине». Подтекста в фильме действительно много — настолько много, что уже в самом начале просмотра многие зрители перестают понимать, что же происходит на экране.

Социальная драма «Итальянец» («Первый канал», 21 октября, 13.20. Россия, 2005. Режиссер Андрей Кравчук) стала событием после того, как была выдвинута от России на «Оскара». Американские киноакадемики ее прокатили, и, пожалуй, справедливо. Итальянец — прозвище шестилетнего Вани (Коля Спиридонов), воспитанника детского дома из русской глубинки. Ему все завидуют — его собралась усыновить супружеская пара очень милых итальянцев. И Ване они очень понравились. Но пока оформлялись документы, в детдом приехала забрать своего мальчика мама, а того уже усыновили. Мама бросилась под поезд. И Ваня подумал: а вдруг и моя мама за мной приедет? И он сбежал из детдома — отправился на поиски мамы... Эта трогательная история рассказана с тактом, душевно и увлекательно. Немалый интерес вызывает и то, как показаны детский дом и его обитатели — реалистично, жестко, но не «чернушно». Динамику и остроту действию придает линия «мадам» — так прозвали в детдоме ушлую женщину (Мария Кузнецова), которая занимается «продажей» детей иностранцам, вместе со своим бандитского вида шофером (Николай Реутов) она устроила погоню за мальчиком. И все-таки это отнюдь не выдающееся кино, как кое-кто пытается его представить. В нем есть ощутимые драматургические натяжки и нет, по большому счету, глубины.

Высокий рейтинг наверняка обеспечен комедии «Любовь-морковь» («Первый канал», 19 октября, 21.25. Россия, 2006). Это уже третья режиссерская работа (после «Упасть вверх» и «От 180 и выше») актера Александра Стриженова. Картина стала одним из хитов отечественного проката, собрав 12 миллионов долларов и уступив в этом году лишь «Волкодаву» и «Жаре». Это история вполне обеспеченной в материальном смысле супружеской пары. Он (Гоша Куценко) — адвокат, уверенно шагающий вверх по служебной лестнице. Его жена Марина (Кристина Орбакайте) — искусствовед. Они женаты уже семь лет. Со временем страсть ушла, а ее место заняли карьера, быт, друзья и личные увлечения. Они все больше ругаются по пустякам, все меньше проводят времени вместе... Перед супругами замаячила перспектива развода. Спохватившись, Голубевы предпринимают попытку спасти свой брак и обращаются за помощью к семейному психотерапевту доктору Когану (Михаил Козаков). Чтобы помочь супругам восстановить утраченные чувства, доктор Коган решается на радикальный магический эксперимент, в результате которого его подопечные, проснувшись утром, обнаруживают, что поменялись телами... Далеко не впервые в кино персонажи меняются телами, но в плане драматургии история проработана вполне добротно и вполне добротно срежиссирована. Нельзя не признать удачным кастинг (и это притом, что Гоша Куценко сыграл явно не лучшую свою роль и по всем статьям уступает своей партнерше). Параллельно основной сюжетной линии развивается линия, связанная с ограблением музея. Она снята в буффонадном ключе и выглядит чужеродной.

И еще один заслуживающий внимания фильм «Первого канала». Скандальная ироническая драма Пола Шредера «Автофокус» («Первый канал», 15 октября, 1.50. США, 2002) имеет добротную литературную основу — книгу Роберта Грейсмита «Убийство Боба Крейна». Любимец американской публики 60 — 70-х годов ХХ века, герой популярных комических шоу Боб Крейн — хороший семьянин и рубаха-парень. Но это только маска. Никто не догадывается о двойной жизни актера. Девиз жизни Крейна: «День без секса — это потерянный день». Вместе с приятелем он организует эротические оргии с участием роскошных девочек и снимает эти оргии на видеокамеру. Но, как известно, тайное рано или поздно становится явным... Грег Киннер был счастлив исполнить роль кумира своего детства: «Мальчишкой я смотрел „Герои Хогана“ каждый день, я был просто влюблен в это шоу». Кстати, кожаная куртка, которую носил в фильме Грег Киннер, изображая самого популярного героя Крейна, полковника Хогана, — та самая, в которой снимался Боб Крейн. Уиллем Дефо сыграл роль Джона Карпентера, приятеля Крейна, с которым они вместе занимаются секс-похождениями. Рита Уилсон исполнила в картине роль первой жены Крейна, Энн. Готовясь к съемкам, актриса встречалась со своей героиней, и реальная Энн Крейн охотно помогла ей в работе над ролью. Марии Белло досталась роль Патриции, второй жены Крейна.

Историческая драма «Маркиз де Сад» («ТВ Центр», 21 октября, 3.25. Франция, 2000. Режиссер Бенуа Жако) примечательна в первую очередь не исполнителем главной роли Даниэлем Отоем, а его персонажем. Действие происходит во Франции в конце XVIII века. После долгих скитаний по тюрьмам маркиз де Сад оказывается в комфортном спецпсихзастенке — старинном монастыре с колоннадами, садами и роскошными покоями. Здесь французские аристократы за солидную плату спасались от гильотины. Маркиз встречает юную и невинную Эмили (Изильда Ле Беско) и решает преподать ей откровенные уроки жизни и любви... Эта лента оказалась в тени вышедшего на экраны практически одновременно голливудского «Пера маркиза де Сада» (режиссер Филип Кауфман), хотя обе картины примерно об одном и том же и примерно равны по классу — во всяком случае, Даниэль Отой сыграл ничуть не хуже Джеффри Раша. Тут все дело в несопоставимом бюджете и несопоставимой по размаху рекламной кампании. И если голливудская картина мрачная по настроению и абсолютно далекая от эротики, то французская озорная и с трудом удерживающаяся на грани неприличия. Говорят, фильму Бенуа Жако сильно повредило то, что продюсеры, опасаясь судебных издержек и цензурных ограничений в прокате, убрали ключевую сцену, где наш герой на крупных планах лишает юную героиню девственности... пальцем.

Приключенческий фильм «Одиссея» (СТС, 20 октября, 10.45. США, 1997. Режиссер Андрей Кончаловский. В ролях: Арманд Ассанте, Грета Скакки, Джеральдина Чаплин, Ирен Папас, Эрик Робертс, Изабелла Росселлини) — экранизация древнегреческого мифа. А в свое время этот мини-сериал произвел сенсацию. И не только как самый масштабный и самый дорогой проект за всю историю телевидения (бюджет 40 миллионов долларов) — это было во всех отношениях качественное кино. Успех картины во многом обусловлен добротным сценарием. Первоначальный его вариант Кончаловский забраковал и в пожарном порядке написал его сам в соавторстве с Крисом Солимином. Сюжет известен по гомеровскому эпосу: Одиссей (Ассанте), властитель Итаки, отправился в поход на Трою, оставив жену, красавицу Пенелопу (Скакки), и только что родившегося сына, Телемаха. Прошло 20 лет. Итака оказалась на грани развала. Но Пенелопа не верила, что Одиссей погиб, и ждала. А ее муж тем временем боролся с драконами, которые по своей фактуре не уступают динозаврам Спилберга, стихиями, богами, нежился в объятиях красавиц нимф. А потом Зевс распорядился, чтобы Одиссей был возвращен законной жене...

Геннадий Белостоцкий

реклама