Езда в остров любви

«Галантные Индии» Рамо в Ферраре

Проект неординарный, требующий художественной смелости и огромных сил, проект рискованный, особенно для Италии, театры которой редко изменяют «Травиатам» и «Тоскам»: поставить на сцене барочный шедевр, оперу-балет Рамо «Галантные Индии», и возить спектакль по Европе. И все-таки в афише оперного сезона в Ферраре появилось это не слишком избалованное вниманием современных деятелей театра творение.

Почему Феррара? Да потому, что этот город избран великим дирижером Клаудио Аббадо в качестве итальянской резиденции Камерного оркестра им.Густава Малера, во главе которого маэстро регулярно появляется в Ферраре. Потому, что театр Комунале не боится рисковать: единственный в стране любителей популярных арий, он предоставил свою сцену для «Галантных Индий».

Три страны объединили свои усилия в этом проекте: Голландия (театр Штадссшоубург, Утрехт), Польша (Большой театр, Познань) и Италия (театр Комунале, Феррара). Инициатива принадлежит дирижеру Франсу Брюггену, одному из самых известных представителей аутентизма, в 1981 году основавшему «Оркестр Восемнадцатого века». Ныне маэстро дирижирует оперой Рамо во главе того же оркестра, который в первый раз исполняет произведение, предназначенное для сцены. В проекте участвуют Амстердамская капелла и тщательно подобранные солисты, «специалисты» по барочной музыке. Грандиозное оперно-балетное предприятие, созданное Рамо, «состоит» из четырех любовных историй, действие которых разворачивается в экзотических странах, объединенных под названием «Индии», следуя колумбовской ошибке: «Индии» включают не только привычный Восток, но и две Америки. Богиня Любви с беспокойством взирает на европейцев, объединению которых мешает война, и, разочарованная, обращает взоры на далекие и таинственные страны в поисках историй, свидетельствующих о победе любви и солидарности.

Режиссер Хероен Лопес Кардозо счел необходимым несколько адаптировать «Галантные Индии»: кое-что купировать и добавить эпилог, который Рамо не предусматривал. В конце представления на сцене вновь появляется богиня Любви, чтобы спеть арию, которую в оригинале Рамо поет героиня последней истории, Зима. Франс Брюгген превратил знаменитое и едва ли не самое популярное произведение Рамо Les Sauvages («Дикари») в интермеццо между сценами.

В Италии постановки барочных опер справедливо ассоциируются со славным именем гениального дизайнера и даровитого режиссера Пьера Луиджи Пицци, влюбленного в красоту и роскошь и посвятившего их созданию каждое мгновение жизни. Барокко Лопеса Кардозо другое: меньше роскоши, но меньше и фантазии. Все легче (или беднее), проще, не столь рафинированно и с большой долей иронии. В каждом эпизоде есть премилая деталь, заставляющая улыбнуться: во втором акте «Перуанские инки» жестокий жрец Юаскар, желая помешать любви между перуанской принцессой Фани и испанцем Карлосом, симулирует землетрясение, а режиссер «помогает» ему в весьма юмористическом духе: все эти шум и гам, страх и трепет производятся невероятным количеством белых пластмассовых шаров, высыпанных на сцену; в третьем акте «Цветы, персидское празднество», повествующем о любви принца Такмаса к рабыне его друга Али Заире, а Али — к рабыне Такмаса Фатиме, взаимные объяснения разворачиваются на фоне огромных надувных цветов, которые постепенно раскрываются, освобождая спрятанных в них мимов. Как часто случается в современном оперном театре, то, что происходит на сцене, не всегда напрямую связано с текстом и вполне произвольно.

Сценограф Мелле Аммер оставляет сцену почти пустой, и только второй акт, «Перуанские инки», отличается ярко выраженной «физиономией»: ярко-оранжевое солнце и крутая лестница, вызывающая в памяти грандиозные сооружения жестокого народа. Зато сверкают яркими цветами костюмы Азиза, в которых не знаешь, чего больше: фантазии, непредсказуемости или иронии.

Седовласый Франс Брюгген, благородный фанатик барокко, ведет за собой «Оркестр Восемнадцатого века», погружая слушателя в океан неслыханных и странно прелестных созвучий, в которых есть что-то общее со стрекотом экзотических птиц, но немало и моментов проникновенного лиризма. Каждый из солистов заслуживает добрых слов: обладатели маленьких (порой слишком маленьких) голосов демонстрируют чудеса проникновения в секреты стиля. Это Матильда Этьенн, Клэрон Макфадден, Марсель Беекман, Сирилл Герстенхабер, Хуберт Классенс и все, все остальные...

«Галантные Индии» — нечто вроде путешествия в давно ушедшее время, идеалы которого сохраняют свою актуальность. Вспоминается поэма русского поэта Тредиаковского, современника Рамо, которой образованная публика зачитывалась: «Езда в остров Любви»...

реклама

вам может быть интересно