Балет «Алиса в стране чудес» в Ковент-Гардене
Aх, как я была не права, иронизируя над англичанами и их балетом, в частности над «Ромео и Джульеттой»! Столько удовольствия, эмоций, радости я давно не получала и давно не оказывалась в столь опьяняющей, исключительной, возбуждающей атмосфере праздника, как в последний мой выход в «Ковент-Гарден», где был представлен новый английский балет «Алиса в стране чудес».
Премьера его состоялась в феврале 2011 года, и это был триумф, частично и «наш», потому что главную мужскую роль танцевал украинский танцовщик Сергей Полунин. В этом году, слегка обновленный — первый акт был разделен на два и дополнен, но, тем не менее, несмотря на то, что вечер и для артистов, и для зрителей оказался длиннее, — спектакль от этого только выиграл. Полунин, как читатель наверно знает, вдруг ни с того ни с сего, покинул Королевский балет пару месяцев тому назад, подняв «волну» в прессе, но тем не менее — с Полуниным или без него — премьера состоялась, и, кстати, его отсутствие никак не сказалось на качестве представления. Вечер был просто великолепный!
В этом балете все сошлось. Его создатель — талантливый хореограф Кристофер Уилдон мастерски использовал изначальный материал — историю английского писателя Льюиса Кэролла (сценарий написал Николас Райт), создавшего историю об Алисе и ее приключениях в какой-то неведомой чудесной стране, так что получилась великолепная забава для детей и взрослых, молодых и старых.
Музыка Джони Талбота, великолепно поданная дирижером Барри Уодсвортом, была красочна, жива, со своеобразными оттенками, и абсолютно адекватно соответствовала тому, что происходило на сцене. И это была музыка! Сценография Боба Кроули — просто наслаждение для глаз, красочный фестиваль, достойный наивысшей похвалы и оценки. Будь то старая усадьба в Оксфорде, или спираль, по которой Алиса устремляется в страну чудес, или вариации со множеством дверей, одна из которых, вдруг уменьшившись до кукольных размеров, с дистанционным управлением, восхитительно жужжала и вращалась, становясь недосягаемой для Алисы. Так же как и другая, выросшая на наших глазах до чудовищных размеров...
Таких деталей в спектакле множество, и они действительно помогают нам окунуться в страну чудес. Исключителен был свет (художник Наташа Кац). Так, погружение в другие миры происходило на фоне необычайно контрастного фиолетового цвета, а уж когда в зале на полную зажегся свет, и все мы стали участниками представления, и кордебалет танцевал в проходе, это была просто эйфория! А как оригинально был придуман громадный Чеширский кот, состоящий из отдельных частей, и множество танцовщиков имитировали его фантастические прыжки. Или же, нарушив все пропорции кошачьего тела, танцевали сами по себе.
Лорен Катбертсон танцевала Алису, и, без сомнения, это — балет! Ее прыжки, когда она пытается дотянуться до громадной ручки громадной дверцы, — упруги, напористы, решительны. Хореография меняется в зависимости от сюжетной линии: иногда она хрупка и боязлива, чрезвычайно любопытна, но всякий раз танец понятно и доступно рассказывает зрителю о происходящем. Вместо Сергея Полунина Джека (и рыцаря Сердца) танцевал лирический Федерико Бонелли с таким изяществом и юмором, что зритель (уж совершенно точно!) ничего не потерял от отсутствия Полунина. А какова была чудовищная королева червей (а до этого — властная мать Алисы) балерина Лаура Морера, великолепно поданная в гротескно-юмористическом антураже, претендующая на вселенское внимание, даже на поклоне! Белый Кролик (и он же — писатель Льюис Кэррол) в исполнении Эдварда Уотсона — нервный, оригинальный... Стивен Макрей в головокружительных танцах Волшебника и Эрик Андервуд, без сомнения, запомнятся своими выразительными танцами.
«Алиса» в «Ковент-Гардене» — представление красочное, яркое, ослепительное. Может быть, танец, как таковой, слегка отошел на второй план, но это ровным счетом ничего не меняет. Это как раз то явление, которое лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Блестяще! Браво, Королевский балет!
Авторы фото — Johan Persson, Dave Morgan