Хоакин Кортес вновь покорил московскую публику
На этот раз программой «Мое одиночество», первый и пока единственный раз показанной на сцене Государственного Кремлевского дворца, Хоакин Кортес сменил тактику. Одиночество гения фламенко — особая история. Он скользил и взлетал, замирал и начинал с утроенной силой отбивать свои жаркие дроби, неистовствуя еще и еще. Не важно, продумано ли это и отшлифовано до мелочей, или танец страсти, победы над самим собой и всеми рождался на наших глазах, под рыдание скрипок и гитар, громкое пение и хрипловатые выкрики его ансамбля. Казалось, Кортес импровизирует здесь и сейчас, чувственно пробуждая зрителей, зажигая их эмоциями невероятной силы.
В интервью он не перестает повторять, что «танец идет из моего сердца, я безумно влюблен в него, и танцую так, как чувствую, как мне подсказывает личное ощущение чистоты стиля». Он не берет в голову обвинения в нарушении традиций фламенко, в брейк-дансовской попсовости и соединении несоединимого. Хотя не отрицает, что открыл свою эпоху в истории фламенко, добавив сюда балет, джаз и дыхание современных движений. Он превратил интимное искусство в высококлассное шоу, в особый мир, приобщиться к которому мечтают тысячи людей... Но получается это у него здорово, зрители разных стран и континентов восхищаются его магнетическим талантом, статью, мощью и неуемной энергией, значит, он поступил правильно.
А за фламенко можно не беспокоиться. У него крепкие народные корни. По одной из версий это искусство в XV веке принесли на землю Андалусии цыгане, считавшие себя потомками египетских фараонов. Потом оно эволюционировало, вбирало ритмы многих этносов, в частности марокканского. Когда-то дед Хоакина Кортеса внушил ему, что «фламенко» — это образ жизни, красивый и не позволяющий стать равнодушным. Именно деду посвятил Кортес свою знаменитую «Цыганскую страсть», которую поставил в 25 лет и провез по всем континентам с ошеломляющим успехом.
Успех преследует его с 15 лет: в этом возрасте Хоакина взяли в «Национальный балет Испании», а уже через 5 лет он начал выступать один. Сам Кортес называет себя полуцыганом-полумавром, поскольку его отец родом из Северной Африки. И как у всякого цыгана, в его облике есть неизбывная древняя печаль. Трудится он без устали, репетиции длятся по 12 — 15 часов. Может, потому Кортес так неподражаем и пока лучше всех в своем жанре.
К нему неровно дышит даже «гран-леди» мирового балета Майя Плисецкая, которой на юбилейном вечере год назад он с большим почтением вручил в качестве подарка свои ботинки, сняв их после 40-минутного танца в ее честь.
К нынешней программе «об одиночестве» можно, наверное, предъявить немало претензий. К тому, как она построена, к затянутой и не совсем ясной прелюдии, к зыбким экранам, расплывчато демонстрирующим происходящее на сцене, к получасовому опозданию концерта (что в ГКД случается нередко) и прочим всяким шероховатостям. Но все это было забыто и прощено, как только Хоакин Кортес приступил к главному блюду вечера — драматическому танцу, который он посылает из одному ему ведомых глубин души и тела. Ему безумно нравится то, что он делает, он понимает, что дарит капельку чуда, и потому в эти мгновения всеми любим.
Изредка он останавливается и дарит залу широкую благодушную улыбку. Публика дружно отвечает взаимностью. За таким, как он, пойдешь куда угодно. Неудивительно, что самые красивые девушки планеты имели с ним бурные романы. Он же говорит, что ту, которой предложит свою руку, еще не встретил. А пока Хоакин в свое удовольствие отдается фламенко, смотрит футбол, с наслаждением плавает и водит машины.
22 февраля ему исполнится 38. Пожелаем горячему испанскому парню большущего счастья. И будем ждать в гости. Ходят слухи, что весной он приедет к нам снова.
Яна Павлова