Два Митридата

XIX Моцартовский фестиваль в Роверето

«До конца года мы обречены слушать музыку Моцарта» — так шутливо и меланхолично обрисовал нынешний оперно-концертный сезон один итальянский критик. В моцартовское соревнование, похоже, включились если не все, то многие: среди них небольшой итальянский город Роверето, что в шестидесяти километрах к северу от Вероны, а значит, по дороге в Австрию. Город маленький, да удаленький: юный Моцарт удостоил его своим посещением в первое итальянское путешествие. Память о зальцбургском гении здесь хранят ревностно: существует Моцартовское общество, и вот уже в девятнадцатый раз распахивает свои двери для публики Моцартовский фестиваль.

Легко представить, что у маленькой культурной столицы, коей по праву считает себя Роверето, средства не те, что у грандиозных и прославленных мероприятий типа Зальцбургского фестиваля. Но если кто-то предполагает, что местный фестиваль может позволить себе только концерты, он ошибается. Программа фестиваля в высшей степени интересна: недаром она имеет подзаголовок «Музыка, театр, кино». Любители оперы не упустят «Митридата, царя Понта». Но речь идет не только об опере юного Моцарта, но и об одноименной опере Порпоры. Студенты местного лицея представляют рок-оперетту «Донья Жуана», пародию на самую знаменитую оперу Моцарта. Драматический спектакль «К Новому Миру. Амадей» (с подзаголовком «Фигура художника. Двусторонний процесс») — плод труда Джузеппе Калиари. Демонстрируется фильм Питера Гринуэя «Not Mozart». Понятно, что концертов не сосчитать: произведения Моцарта, Баха, Бетховена, Шумана, Шостаковича и других авторов звучат в исполнении пользующихся известностью солистов, ансамблей и оркестров.

В октябре 2005 года венецианский театр Ла Фениче показал первую в наше время постановку оперы «Митридат, царь Понта» Никола Порпоры, некогда прославленного итальянского композитора, соперника Генделя. Поводом для постановки явился юбилей Алессандро Фаваретти Рубелли — он в течение пятидесяти лет возглавляет одноименную старинную фирму по производству драгоценных венецианских тканей. Этот спектакль, созданный Массимо Гаспароном (учеником Пьера Луиджи Пицци), и пожаловал в Роверето. В исполнении оперы Порпоры участвуют певцы, что пели премьеру в Венеции.

Надо отдать должное остроумию и фантазии организаторов Моцартовского фестиваля в Роверето: они решили показать два «Митридата», Порпоры и Моцарта, оперы, разделенные дистанцией в сорок лет (годы 1730-й и 1770-й), использовав и для юношеского шедевра маэстро из Зальцбурга те же самые элементы оформления и костюмы и за малыми исключениями тот же состав певцов.

Спектакли показываются в Аудиториуме, которым располагает всемирно известный MART — Музей современного искусства. Аудиториум — не театр, в нем нет необходимой полноценной сценической площадке машинерии и закулисного пространства. Из двенадцати задрапированных камчатным бархатом коринфских колонн на маленькой сцене уместилась половина, а сценический реквизит ограничен изящной кушеткой. Гаспарон приносит свои способности и опыт режиссера в жертву собственному гению создателя костюмов: ведь недаром первый «Митридат» родился в честь драгоценных тканей Рубелли!

Слова бессильны описать роскошь, в которую облачены тела тех, кто должен перевоплотиться в героев античной истории: женские платья с искусно задрапированными шлейфами и мужские камзолы с «юбками» типа tonnelet выполнены из дамаска дивных цветов: красного в сочетании с золотом, фиолетового в сочетании с цветом слоновой кости, серебряного и жемчужного, зеленого оттенка резеды и оранжевого оттенка охры...

Не в обиду режиссеру-сценографу будет сказано, что изумительная красота костюмов вызывает более сильные эмоции, чем действие, ограниченное появлением певцов среди публики, исполнением отдельных арий и дуэтов в центральном проходе между расположенными амфитеатром креслами и почти ритуальной жестикуляцией. Массимо Гаспарон не апеллирует к подлинной истории античного героя, а фантазирует на тему о том, как могли выглядеть певцы в опере Порпоры в современном автору театре, скорее всего, в самой Венеции: одетые в драгоценные ткани фирмы Рубелли, исполнители кажутся сошедшими с полотен мастеров золотых времен Светлейшей Республики...

Оркестр с прелестным названием «La Officinа de li Affetti» (в буквальном переводе «Мастерская привязанностей») специализируется на музыке барокко и ставит перед собой благородную цель заново открыть для публики произведения итальянских композиторов XVIII века. Обеими операми дирижирует Массимилиано Каррара, заслуженный и серьезный музыкант, естественным образом концентрируя внимание на певцах.

Все исполнители демонстрируют тщательную работу по овладению стилем и высокую степень музыкантской зрелости и поэтому достойны самых добрых слов: Джанлука Пазолини (Митридат в опере Моцарта), Аничо Дзордзи Джустиниани (Марций в опере Моцарта и Митридат в опере Порпоры), Мария Лаура Марторана (Астаксия в опере Моцарта и Фарнак в опере Порпоры), Сара Аллегретта (Сифар в обеих операх), Никола Маркезини (Фарнак в опере Моцарта), Александра Забала (Исмена в опере Моцарта и Лаодиче в опере Порпоры), Эрика Паган (Арбат в опере Моцарта и Исмена в опере Порпоры).

реклама