Опера Моцарта «Митридат, царь понтийский»

Композитор
Дата премьеры
26.12.1770
Жанр
Страна
Австрия
Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart

«Митридат, царь понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto) — опера (драма на музыке) В. А. Моцарта в 3 действиях, итальянское либретто В. А. Чинья-Санти по трагедии Ж. Расина «Митридат» в переводе Дж. Парини.

Премьера: Милан, театр «Реджо дукале», 26 декабря 1770 г., под управлением автора.

История Митридата V, царя Понтийского, мужественного борца с Римом, после того как трагедию о нем написал Ж. Расин, вдохновила многих композиторов. Пьеса легла в основу большой группы опер — Ф. Арайи, А. Кальдары, Н. Порпоры, Д. Террадельяса, А. Саккини, К. Гаспарини и др.

Митридат борется с Римом за независимость родины. Он поручает своим сыновьям Сифару и Фарнаку заботу об Аспазии, на которой хочет жениться. Приходит ложное известие о гибели Митридата. Оба сына вступают в распрю из-за Аспазии, которая любит Сифара. Митридат возвращается и узнает об измене Аспазии и сыновей. Фарнак к тому же двойной предатель: он вел тайные переговоры с Римом. Митридат заточает его в тюрьму, Аспазия должна умереть от яда. Освобожденный из заточения Фарнак искупает свою вину, сражаясь бок о бок с отцом против римлян. Митридат погибает в сражении. Умирая, он отдает Аспазию Сифару. Жители Понта клянутся продолжать борьбу с римлянами.

«Митридат», написанный 14-летним Моцартом в Италии и рассчитанный на постановку в итальянском театре, носит все черты оперы-сериа. Удивительно мастерство юного композитора, который за два месяца создал сложную и богатую партитуру, ни в чем не уступающую произведениям прославленных мастеров.

Опера вновь появилась на сцене через двести лет после создания — на Зальцбургском фестивале 1971 г. В последние десятилетия следует отметить спектакли в Экс-ан-Провансе (1983, Р. Блейк — Митридат) и Цюрихе (1985, постановка Ж. П. Поннеля).

А. Гозенпуд


Опера «Митридат, царь Понтийский» создана Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1870 году в Италии. Посещение этой страны, которая в первую очередь ассоциируется с музыкальным искусством, стало важным этапом на жизненном пути юного музыканта. В. А. Моцарт становится членом Болонской филармонической академии. Этот случай можно считать беспрецедентным в истории академии — ведь ее членом не мог стать человек моложе двадцати шести лет, но для вундеркинда, успешно справившегося со всеми испытаниями, было сделано исключение. Рассказывают, что когда отец поздравил сына с этим успехом, тот ответил: «Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?».

Да, «чудо-ребенок» все-таки оставался ребенком — ведь В. А. Моцарту в то время было всего лишь четырнадцать лет. Несмотря на столь юный возраст, он был на тот момент автором уже четырех опер. Но в Италии — на родине оперы — это не было достаточным доказательством способностей и навыков автора. Испытание юному композитору устраивает сам генерал-губернатор Ломбардии — граф Фирмиан. В. А. Моцарт приглашен в его блестящий дворец, чтобы продемонстрировать свое искусство самому изысканному обществу: ему предстоит сочинить речитатив и три арии на тексты Пьетро Метастазио — знаменитого итальянского драматурга-либреттиста. Вольфганг прекрасно справляется с этой задачей — итальянская публика убедилась в его «оперных способностях»… и вот — заказ от Миланского оперного театра.

Учитывая, что опера создавалась для итальянской сцены, неудивительно, что композитор обращается к жанру оперы-сериа. Ориентиром ему служили творения известных композиторов неаполитанской школы — Дж. Сарти, П. Гульельми, Н. Пиччини — именно они задавали тон в оперном искусстве того времени, и композитор, желавший завоевать признание в области оперы, должен был «занять достойное место» в одном ряду с ними. В либретто, созданном для юного композитора В. А. Чинья-Санти, было все, что характерно для этого жанра — номерная структура, героическая идея и любовная интрига, разворачивающаяся на фоне исторических (точнее, легендарных) событий — конечно же, в античности.

Сюжет был позаимствован из трагедии французского драматурга Ж. Расина «Митридат». Ее главный герой — реальная историческая личность, Митридат IV Евпатор, правитель Понтийского царства, вошел в историю как последний великий царь эллинистического Востока. Трижды он воевал против Рима, но его героические усилия были обречены на провал — Малая Азия досталась Риму, а для царя особенно тяжелым ударом стал мятеж сына… Эта трагическая история, воплощенная Ж. Расином, не раз привлекала внимание композиторов — оперы на этот сюжет создавали Ф. Арайя, Н. Порпора, А. Кальдара, К. Гаспарини. Разумеется, о полном соответствии историческим фактам говорить не приходится — да это и не требуется от оперы — но в либретто оперы «Митридат, царь Понтийский» отражены главные моменты: борьба героя против Рима и его конфликт с сыном.

В опере «Митридат, царь Понтийский» В. А. Моцарт во многом подражает итальянским мастерам. В опере господствует номерная структура, не оставляющая места для сквозного развития. Две партии поручены кастратам — Сифар (альт) и губернатор Нимфеи Арбат (сопрано). Арии изобилуют колоратурами, которые, быть может, не всегда были оправданы драматургически, но так любимы итальянской публикой — особенно сложна партия Митридата. Но, несмотря на подражание, в этой юношеской опере чувствуется рука гения — прежде всего, в мелодиях, исполненных искреннего, непосредственного чувства.

Опера «Митридат, царь Понтийский» была поставлена в театре «Реджо дукале» в декабре 1770 года под управлением самого В. А. Моцарта. Опера имела грандиозный успех, но за этим последовало забвение, длившееся два столетия. Лишь в 1971 году состоялось ее возрождение — дирижер Леопольд Хагер поставил оперу в рамках Зальцбургского фестиваля.

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Струнный квартет No. 6 Камерные и инструментальные

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Шуберт. Соната «Арпеджионе» Камерные и инструментальные
Дворжак. Симфония No. 6 Симфонические
Моцарт. Мотет «Exsultate, jubilate» Вокально-симфонические
Антон Рубинштейн. Фортепианное трио No. 1 Камерные и инструментальные
Шопен. Вальсы Фортепианные
Дворжак. Фортепианный квартет No. 1 Камерные и инструментальные

Реклама