О королях подвалов

Вышла в свет книга, которая знакомит читателей с судьбой современного танца на территории России. Ее подготовила молодая увлеченная журналистка Екатерина Васенина. С некоторыми хореографами она беседовала сама, других интервьюировали ее коллеги, хотя отметим, что большая часть интервью принадлежит автору издания. Голоса хореографов сложились в стройный хор, через неожиданные признания и откровенные воспоминания выстроились в танцы судеб или симфонию, в которой на разные лады, в разных тональностях варьируется единая тема — современный танец. Герои книги — признанные мэтры и начинающие хореографы, руководители стационарных театров, мобильных маленьких трупп и организаторы фестивалей — словно доказывают одну, недоказанную прежде теорему.

Слишком долго современный танец в родном отечестве был искусством андеграунда, каждый спектакль воспринимался как проявление инакомыслия в строгой системе координат взвешенного и рационально взвешенного искусства. Хотя в России все начиналось для современного танца духоподъемно и оптимистично: в начале прошлого века существовало немало пластических студий, от Дункан до Алексеевой, пока суровым декретом 20-х годов они не были определены в списки неугодных, пополнив еще одним сюжетом историю запретов советских времен. С тех пор современный танец сделался королем подвалов. Даже став частью мирового танцевального сообщества, российские хореографы и исполнители на уровне едва ли не генетическом помнят недавнюю историю, понимают, что такое жить и выживать в одиночку, и слово «борьба» для них — не пустой звук. Многие и сейчас продолжают брести дорогой страданий и мытарств, хотя, несомненно, современный танец выведен из ряда изгоев; его идеологи, чьи головы уже покрыты сединами, сформировали целое поколение творцов и свою зрительскую аудиторию. Выйдя из подполья, стряхнув с себя остатки скорлупы, современный танец оказался экзотическим цветком, попавшим в мир неведомый.

В предисловии автор пишет: «Едва ли не каждый герой этой книги говорит в интервью: „Я был первым“. Это правда. Каждого из них двигало вперед одиночество и уверенность в том, что только он знает, видит и чувствует современный танец». Каждый из них открывал для себя джаз и модерн, постигал пластическую паузу и молчание движения, статику и динамику, контактную импровизацию и игру с воображаемыми предметами. Из рассказов (разных, странных, неудобных, но неизменно искренних) и лаконичных комментариев (в основном — сухие строки биографических справок) возникают не ритуальные истории на тему «как я стал хореографом», а исповеди тех, кто сегодня и сейчас ищет баланс между человеком как чудом свободной природы и миром цивилизации с его оковами несвободы. Читатель волен делать выводы.

Но очевидно, что в пространство современного танца как искусства его создатели попадают только тогда, когда понимают, зачем им это нужно, когда чувствуют, что без этого вряд ли смогут существовать. Это не балетное училище, куда мамы приводят своих чад в нежном детстве. Любопытно, что общего в направлении творческих мыслей оказалось немало у тех, кто учился у великих мастеров академических училищ (Борис Эйфман или Алла Сигалова), с теми, кто вынужден был переквалифицироваться, отложив в сторону дипломы инженеров, биологов, художников (Ольга Пона или Александр Кукин). Все они среди множества способов выражать свои эмоции движениями, которым учат, выворачивая ноги у станка, и такими, что спонтанно рождаются на танцплощадке, истово ищут свое, не перестают придумывать новые па и жесты. Смешение стилей, получающее смысл и обретающее форму, становится импульсом для пересмотра канонических приемов.

Вдумчивый читатель поймет, почему самые интересные центры современного танца «прописаны» в провинции; узнает, что интерес (потребность) к творчеству у каждого хореографа имел свой источник, свой маяк, свою путеводную звезду для выстраивания пластических головоломок, которые так занимательно разгадывать зрителям. Они же, в подавляющем большинстве — студенты и молодые люди, станут читателями этой книги. Многие высказывания звучат емкими афоризмами, под которыми могли бы подписаться и классики самого академического балета. Например: «Танец — это обряд, путь к самому себе, обретение себя», или: «Современный танец — это личность, выраженная через жест». Богатая фотоиллюстрациями, которые занятно рассматривать, книга стала достойным подарком одиннадцатому фестивальному марафону «Золотой Маски», несколько лет назад своевременно включившей современный танец в отдельную номинацию. Правда, вышедшие диалоги оказались гораздо интереснее представленной нынче программы (мощный зашифрованный спектакль Татьяны Багановой — единственное исключение). Книга, конечно, не станет бестселлером, но ее значение для тех, кто любит танец (и не только в его ультрасовременных проявлениях), несомненно. Она необходима и как знак того, что современная хореография в России существует, пусть и не имеет пока своего центра.

Е.Васенина. «Российский современный танец. Диалоги». М.: «EMERGENCY EXIT», 2005.

Елена Федоренко

реклама

вам может быть интересно