Софи Лорен и Брижит Бардо исполнилось 70 лет
В сентябре Софи Лорен и Брижит Бардо исполнилось 70 лет. Трудно поверить, что двух кинозвезд, ставших секс-символами 60-х, разделяет всего восемь дней: Лорен родилась 20 сентября, а Бардо — 28-го. Кажется, что между ними целая эпоха. В судьбах двух актрис много общего: обе обучались профессиональному мастерству не в театральных школах, а на съемочной площадке. Прежде чем стать актрисами, выигрывали конкурсы красоты, были моделями и бессчетное количество раз снимались в массовках. Обе работали с прославленными режиссерами — Лорен была музой Витторио де Сики, Бардо играла у Луи Маля и Жан-Люка Годара, — покоряли Голливуд и обе к сорока годам перестали сниматься в кино (Лорен только раз отступила от этого правила ради картины «История Софи Лорен» (1980), где сыграла себя и свою мать), обе, уйдя на покой, стали писать книги. Они никогда не были соперницами и не встречались на съемочных площадках. Но, попадая в одинаковые ситуации, актрисы зачастую поступали с точностью до наоборот. Так, будто Бардо, узнав, что сделала Лорен, специально делала иначе. Софи всегда подчиняла свои чувства законам разума, обдумывая каждый поступок. Брижит руководствовалась только эмоциональными порывами, делала что-нибудь и потом долго страдала из-за собственной опрометчивости.
«Я очень обязательный человек. Люблю докопаться до истины, всегда считаю, что если ты — человек обязательный и упорный, то и луну с неба можешь достать», — говорит Лорен. Эта фраза стала для нее одним из жизненных правил. Она всегда упорно работала и верила в удачу, ожидая, что ее судьба переменится к лучшему. И старалась не упустить ни одного шанса. Благодаря этому в ее жизни появились Витторио де Сика (их первой совместной работой была картина «Золото Неаполя», снятая в 1954 году) и Карло Понти, ставший ее мужем и продюсером. И хотя еще 1955 год был назван Годом Софи Лорен (она сыграла в фильмах четырех известных режиссеров и обошла своих соперниц — Джину Лоллобриджиду и Сильвану Мангано), лучшими ее ролями стали роли зрелых красавиц, которые готовы бороться за свое счастье, но могут пожертвовать всем ради любимого человека. Именно такой была ее героиня в фильме «Подсолнухи» (1969), где актриса снималась вместе с Марчелло Мастроянни. В том же году журналисты Голливуда наградили Лорен, которая была названа самой популярной в мире актрисой, призом «Золотой глобус». «Оскара» она получила еще раньше: после фильма «Чочара» она была признана лучшей иностранной актрисой года. Отправившись в Америку, Лорен учила с преподавателем английский язык, заключила контракт на 4 года и снялась в 12 американских картинах.
Брижит Бардо сыграла только в одной — «Un acte d’amour» — вместе с Кирком Дугласом. Зато постоянно появлялась на обложках журналов и пользовалась в Америке невероятной популярностью. Благодаря ей число дублированных французских фильмов в американском прокате в 60-х росло в геометрической прогрессии. После фильма Роже Вадима «И Бог создал женщину» во Франции стали говорить: Бог создал женщину, а Роже Вадим — актрису Брижит Бардо. Но его творение оказалось несовершенным. Брижит была талантлива, но полагалась в основном на свою актерскую интуицию. И часто проигрывала. Если роль героини совпадала с ее индивидуальностью, Бардо выглядела настоящей звездой, если нет — красавицей со средними актерскими способностями. Периоды активности то и дело сменялись спадами. Бардо то завоевывала себе место под солнцем, как Бабетта из фильма «Бабетта идет на войну», и привлекала к себе внимание прессы очередным скандалом, то впадала в депрессию и не раз пыталась покончить с собой. Она гораздо чаще становилась героиней светских хроник и была легкой добычей для папарацци. Первой надела бикини (и рискнула первой появиться в нем на экране), ввела моду на черную подводку глаз, розовую помаду, копну белокурых волос и на многое другое. Возможно, поэтому в послужном списке Бардо мало удачных картин: «И Бог создал женщину», «Частная жизнь» и «Вива, Мария!» Луи Маля, «Презрение» Годара и «Парижанка» Буарона.
К семейной жизни обе актрисы тоже относились по-разному. Карло Понти — первый и единственный муж Лорен и отец двух ее сыновей Карло и Эдуардо (старший стал дирижером, младший — кинорежиссером). А Бардо меняла мужей и любовников как перчатки, родила сына Николя только потому, что на этом настаивал ее тогдашний муж Жак Шарье, и назвала ребенка в мемуарах «Инициалы Б.Б.» — «опухолью, питавшейся ее телом». Конечно, Лорен, написавшая книгу «Живя и любя», подобные высказывания считает просто кощунством.
Даже перейдя пугающую большинство женщин возрастную черту, обе звезды по-прежнему ведут себя по-разному. Лорен прекрасно выглядит, ведет здоровый образ жизни и считает, что главный секрет ее молодости — любовь к мужу и детям. Решив доказать, что она не только образцовая мать, любящая жена, но и отличная хозяйка, актриса недавно выпустила книгу кулинарных рецептов. А Бардо полностью посвятила себя защите животных (она считает, что только их беззаветная любовь и преданность спасли ее от самоубийства), основав для этой цели специальный Фонд Брижит Бардо. Кроме того, актриса крайне активно борется против современной свободы нравов, наркотиков, «тайного и опасного проникновения исламизма» во Францию и «орд молодежи, которые терроризируют население». За это Бардо уже трижды привлекали к суду. Последний суд, состоявшийся в июне, приговорил актрису за расистские высказывания в книге «Крик в тишине» к штрафу в 6 тысяч долларов. В ответ на обвинения Бардо обычно говорит, что просто высказывает свое мнение, никому не пытаясь его навязать, и как ни в чем не бывало продолжает борьбу.
Но главное — мудрая Лорен и эксцентричная Бардо по-прежнему прекрасны. И журналисты по-прежнему ломают голову, пытаясь разгадать секрет их обаяния.
Светлана Семенова