Курт Вайль (также Вейль; нем. Kurt Weill; 2 марта 1900, Дессау, Германия — 3 апреля 1950, Нью-Йорк, США) — немецкий композитор.
Учился у А. Бинга, в 1918 в берлинской Высшей школе музыки у Э. Хумпердинка и Р. Крассельта, в 1921–1924 у Ф. Бузони. В 1919–20 осуществлял оперные постановки как дирижёр и режиссёр в Дессау и Люденшейде. Ранние оркестровые сочинения писал в неоклассическом стиле. Первый успех принесла Вайлю оркестровая пьеса Quodlibet (1926).
После постановки в Дрездене оперы Вайля «Протагонист» («Der Protagonist», по пьесе Г. Кайзера) началось плодотворное сотрудничество Вайля с левыми немецкими драматургами: им написаны музыкальный скетч «Махагони» (либретто Б. Брехта, Баден-Баден, 1927) и сатирическая одноактная опера «Царь фотографируется» («Der Zar läßt sich photographieren», либретто Г. Кайзера, Лейпциг, 1928), а также обличающая современное общество «Трёхгрошовая опера» («Die Dreigroschenoper» — модернизированная версия «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша со стихами Б. Брехта; в берлинском театре «На Шифбауэрдам», 1928), которая принесла Вайлю мировую известность.
С этого времени началась совместная деятельность Вайля с Брехтом, к пьесам которого он писал вставные номера (песенки, баллады), затем на его либретто создал оперы «Счастливый конец» («Happy end», Берлин, 1929), «Человек, всегда говорящий „да“» («Der Jasager», Берлин, 1930). После исполнения радио-кантаты «Полет Линдберга» («Der Lindberghflug», 1929) и острозлободневных опер и пьес с музыкой «Возвышение и падение города Махагони» («Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny», Лейпциг, 1930), «Поручительство» («Die Bürgschaft», либретто К. Неэра, Берлин, 1932), «Серебряное озеро» («Der Silbersee», либретто Г. Кайзера, Берлин, 1933) Вайль стал популярным театральным композитором в Германии.
В 1933 эмигрировал во Францию, жил в Англии. Его последней работой в Европе был балет с пением «Семь смертных грехов» («Die sieben Todsünden», по сценарию Брехта, Париж, 1933). С 1935 Вайль жил в Нью-Йорке. Писал музыку для «бродвейских театров», стремился внести социально-критическое содержание в мюзикл.
Одна из самых популярных пьес, написанных в США, — «Уличное происшествие» («Street Sceen», по пьесе Э. Райса, Нью-Йорк, 1947), т. н. «народная опера» из жизни нищенских кварталов Нью-Йорка. Работая в США, Вайль в основном сохранил свою творческую индивидуальность, однако его музыка сделалась внешне более эффектной, а сатира — менее злой. С конца 40-х гг. многие пьесы Вайля возобновлены в репертуаре европейских театров (в т. ч. «Трёхгрошовая опера», «Махагони», балет «Семь смертных грехов»).
Основываясь на принципах «эпического театра» Брехта, пользуясь подчёркнуто банальными формами современной ему музыки лёгкого жанра, Вайль создал новый тип злободневной сатирической драмы с музыкой. Стремясь к внедрению нового типа оперы для массового слушателя, ввёл в неё разговорную речь, популярные песни, модные танцы, элементы джазовой музыки и городского фольклора. Кроме театральной музыки, писал оркестровые, камерные, хоровые произведения, а также музыку для кино и радио. Оказал влияние на П. Хиндемита, Б. Бриттена, Дж. Гершвина и др.
Сочинения:
оперы — Случай в долине (Down in the valley, «народная опера» на сюжет популярной песни из Кентукки «Вон там в долине», Блюмингтон, 1948), Потерян в звёздах (Lost in the stars, no роману А. Патона «Плачь, любимая страна», Нью-Йорк, 1949) и др.; музыка к драматическим спектаклям — Волшебная сила (Macht des Schicksals, пантомима, Берлин, 1922), Вечная дорога (The eternal road, по пьесе P. Верфеля в инсценировке Макса Рейнхардта, Нью-Йорк, 1935) и др.; мюзиклы — Джонни Джонсон (на текст Дж. Грина, Нью-Йорк, 1936), Никербокер холидей (Knickerbocker holiday, на текст М. Андерсона, Хартфорн, шт. Коннектикут, 1938), Леди в темноте (The lady in the dark, на текст М. Харта и А. Гершвина, Нью-Йорк, 1942), Одно прикосновение Венеры (One touch of Venus, на текст С. Перельмана и О. Нэша, Нью-Йорк, 1943); для оркестра — 2 симфонии (1921 и 1933), дивертисмент (1923), фантазия, пассакалия и гимн (1923), концерт для скрипки и духовых (1926); для голоса с оркестром — кантата Новый Орфей (Der neue Orpheus, для сопрано, скрипки и оркестра, 1925), Берлинский реквием (для мужских голосов и духовых инструментов, 1928); песни для голоса с оркестром на сл. Р. М. Рильке (1924).
О. Т. Леонтьева