Марто, Анри (фр. Henri Marteau; 31 III 1874, Реймс — 3 или 4 X 1934, Лихтенберг, Бавария) — французский скрипач, педагог и композитор.
Игре на скрипке учился у Ю. Леонара в Париже. В 1892 окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки Ж. А. Гарсена (по композиции занимался у Т. Дюбуа). В 1884 дебютировал в Вене в симфоническом концерте под упр. X. Рихтера. С 1894 гастролировал во мн. странах, в т. ч. с 1900-х гг. неоднократно в России (в СССР — в 1924). Преподавал в Женевской консерватории (1901–07), Высшей школе музыки в Берлине (1908–15), был дирижёром симфонического оркестра в Гётеборге и Мальмё (1920–23). С 1923 директор Немецкой академии музыки в Праге, в 1926–27 профессор консерватории в Лейпциге и с 1928 — в Дрездене.
Был одним из выдающихся виртуозов конца 19 — начала 20 вв. Игра Марто отличалась мужественной простотой и благородством стиля, законченностью техники. Выделялись его интерпретации произведений И. С. Баха, Л. Бетховена, особенно В. А. Моцарта, а также исполнение жанровых пьес. Пропагандировал современную музыку, гл. обр. произв. М. Регера (первый исполнитель скрипичного концерта, посвященного ему композитором, 1908). Марто принадлежат многие обработки и редакции скрипичных произведений.
Сочинения:
опера — Мастер Швальбе (Meister Schwalbe, 1921, г. Плауэн); сцена для хора и орк. — Голоса Жанны д’Арк (Les voix de Jeanne d’Arc, исп. 1896); для орк. — симфония Слава природе (Gloria naturae, 1921); концерты с орк. — 2 для скр. (1911 — в форме сюиты, 1919); струн. квинтет (1900), квинтет с кларнетом (1908); 2 струн. квартета (1903, 1906); для скрипки — фантастич. соната для альта и фп., чакона (1904); этюды и др.
Литература: Holmquist E., Nеgra ord om Henri Marteau sons kompositor, «Helsingborgs Dagblad», 1924, 4 mai; Marteau В., Henri Marteau. Siegeszug einer Geige, Tutzing, 1971.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.