Riccardo Zandonai
Итальянский композитор и дирижёр. Занимался в Роверето у В. Джанферрари, в 1898-1902 — в Музыкальном лицее Дж. Россини в Пезаро у П. Масканьи. С 1939 директор консерватории (бывший лицей) в Пезаро. Композитор работал преимущественно в оперном жанре. В своём творчестве он претворил традиции итальянской классической оперы 19 в., испытал влияние музыкальной драмы Р. Вагнера и веризма. Лучшие произведения Дзандонаи отличаются мелодической выразительностью, тонким лиризмом, театральностью. Выступал также как дирижёр (в симфонических концертах и в опере).
Сочинения: оперы - Сверчок на печи (Il Grillo del focolare, по Ч. Диккенсу, 1908, театр «Политеама Кьярелла», Турин), Кончита (1911, театр «Даль Верме», Милан), Меленис (1912, там же), Франческа да Римини (по одноим. трагедии Г. Д'Аннунцио, 1914, театр «Реджо», Турин), Джульетта и Ромео (по трагедии У. Шекспира, 1922, театр «Костанци», Рим), Джулиано (по повести «Легенда о святом Юлиане странноприимце» Флобера, 1928, театр «Сан-Карло», Неаполь), Любовный фарс (La farsa amorosa, 1933, театр «Реале дель Опера», Рим) и др.; для оркестра - симф. поэмы Весна в Валь ди Соле (Primavera in Vale di Sole, 1908) и Далёкая родина (Patria lontana, 1918), симф. сюита Картины Сегантини (Quadri de Segantini, 1911), Белоснежка (Biancaneve, 1939) и др.; для инструмента с орк. - Романтический концерт (Concerto romantico, для скр., 1921), Средневековая серенада (Serenade medioevale, для влч., 1912), Андалузский концерт (Concerto andaluso, для влч. и малого орк., 1937); для хора (или голоса) с орк. - Гимн Родине (Inno alla Patria, 1915), Реквием (1916), Те Deum; романсы; песни; музыка к фильмам; орк. переложения произв. др. композиторов, в т. ч. И. С. Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта и др.