12 Tonadillas
Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле — цикл из 12 песен для голоса с фортепиано (последняя — дуэт) на cлова Фернандо Перике (1912—1915)
Испанский композитор Энрике Гранадос черпал вдохновение в фольклоре родной страны, в ее многолетних художественных традициях. Одной из важнейших частей этой традиции является искусство Франсиско Гойи, которые отобразил в своих произведениях не только «сон разума, порождающий чудовищ», но и одно из интереснейших явлений испанской культуры – махаизм.
Носителями этого своеобразного культурного феномена были выходцы из провинции, жившие в трущобах Мадрида – обедневшие, но не утратившие гордости, в том числе гордости национальной. Именно махо и махи создали в XVIII–XIX столетиях ту колоритную картину, которая и по сей день представляется иностранцам, когда речь заходит об Испании – женщины в пышных юбках и мантильях, томные песни и темпераментные танцы под гитары и кастаньеты… Притягательность этого образа была столь велика, что перед нею не устояли испанские аристократы – благородные сеньоры с удовольствием приглашали музыкантов из среды махо на свои свадьбы и другие праздники, а королева не стеснялась наряжаться в костюм махи и даже позировать в таком виде Гойе для парадного портрета… Это яркий «мир» запечатлел в своих полотнах Гойя, на основе которых Энрике Гранадос создал в начале ХХ столетия две фортепианные сюиты «Гойески» и одноименную оперу. И хронологически, и по образному строю к этим сочинениям примыкает еще одно творение Гранадоса – вокальный цикл «Тонадильи».
Что такое тонадилья? Это весьма своеобразный жанр испанского фольклора, сложившийся в XVIII столетии в Испании и завоевавший со временем другие испаноязычные страны (в частности, Кубу). Изначально тонадильи представляли собою песни сатирического содержания, но со временем переросли в музыкально-драматические сценки на злободневные темы, длительностью от десяти до двадцати минут (такими «операми в миниатюре» нередко перемежались акты драматических спектаклей). Со временем тонадилья была вытеснена сарсуэлой, но не исчезла полностью – например, Мануэль Гарсиа в 1804 г. написал тонадилью «Мнимый слуга» (фрагмент из нее Жорж Бизе использовал в опере «Кармен»).
«Тонадильи» Гранадоса являются продолжением этой традиции в камерно-вокальном преломлении. Содержание песен, весьма близкое «классической» испанской тонадилье, связывается с миром махаизма – с атмосферой народных праздников, ночных серенад и танцев под гитару. В вокальном цикле нет какой-либо сюжетной линии, которая объединяла бы все песни – каждая из них является самостоятельной «картиной». Песни невелики по масштабу и на первый взгляд кажутся простыми и непритязательными, но они очаровывают слушателя своей мелодической красотой, тонкостью воплощения поэтического текста. Отказавшись от элемента декламационности в вокальной партии, композитор создал свободно льющиеся мелодии. Их расцвечивает фортепианный аккомпанемент, насыщенный яркими деталями.
Открывается вокальный цикл лирической песней «Любовь и ненависть», характер которой перекликается с традициями жанра серенады. В прозрачной и легкой партии фортепиано звучат отголоски гитарных приемов, на этом фоне разворачивается изящная вокальная мелодия. В песне преобладает меланхолическое настроение, но в среднем разделе неожиданно возникает мажорный вариант мелодии, оттеняя общий элегический тон. Вторую песню – «Collegio» – отличает простота и ясность фактуры. Она пронизана ощущением радости жизни, а прихотливый ритмический рисунок придает ей оттенок изящества.
В песне «Тра-ля-ля и пунтеадо» воплощена стихия сочного народного юмора, ее задорная мелодия напоминает о веселых плясках в испанских тавернах. Четвертая песня – «Застенчивый махо» – заставляет вспомнить слова Пабло Казальса, сравнивавшего Энрике Гранадоса с Францем Шубертом. Черты этой песни – классическая стройность формы, изящество мелодии, безыскусность фортепианной партии – действительно напоминают о песнях Шуберта.
Особое место занимают в цикле три тонадильи, объединенные в триптих «Скорбящая маха» – их интонации ближе к романсовым, чем к песенным. От других тонадилий, имеющих преимущественно жанровый характер, «Скорбящая маха» отличается большей лирической экспрессией. Первая песня триптиха отмечена чертами трагической патетики. В более сдержанной второй песне мелодия почти полностью выдержана в строгой диатонике, за исключением пониженной второй ступени, но фортепианная партия более хроматизирована.
«Тонадильи» Энрике Гранадоса восхищали современников, в том числе Пабло Казальса. Особый восторг знаменитого виолончелиста вызывал тот факт, что Гранадос блестяще передал национальный колорит, не использовав ни одного подлинного фольклорного образцы – все мелодии, отмеченные яркими испанскими чертами, сочинены самим композитором.
«Тонадильи» Гранадоса — это цикл песен для голоса с фортепиано. Однако по содержанию и характеру они близки классической тонадилье. Большая часть этих пьес снова вводит в мир образов Гойи, а вернее сказать — в ту среду, где он искал сюжеты для своих бытовых картин. И это оправдано, ибо, как сказал один из испанских композиторов, где же было искать источник вдохновения, как не в эпохе махо, в которой вся уличная атмосфера была насыщена музыкой народных праздников, плясок и ночных серенад, не говоря уже о гитаре, этом неразлучном и верном спутнике молодости испанцев.
В «Тонадильях» нет сюжетной канвы, объединяющей отдельные песни, они рисуют, казалось бы, разрозненные картинки. И в то же время это именно цикл, цепь образов, связанных с прошлым, с ушедшим бытом, черты которого в зпоху Гранадоса, впрочем, еще сохранялись. «Тонадильи» высоко оценил П. Казальс. Называя Гранадоса «нашим Шубертом», он говорит, что композитор «продолжает в них традицию прежних тонадильеров, вдохновляется Гойей, воскрешает мадридских махо и мах, пишет музыку, блистающую местным колоритом. А между тем, эти тоиадильи принадлежат ему целиком, ничто в них не заимствовано. В них утверждается его индивидуальность, индивидуальность изумительно одаренного художника».
«Тонадильи» — небольшие и, на первый взгляд, непритязательные пьесы, однако в них проявилось высокое мастерство композитора, они пленяют тонкостью воплощения поэтического текста, красотой свободно льющегося песенного напева, не отягченного декламационными деталями, сопровождаемого простым, но неизменно образным аккомпанементом. Это кажется неожиданным, если вспомнить об эпохе написания «Тонадилий»; они — точно запоздалые цветы, но это живые цветы, издающие аромат.
Гранадос назвал свое произведение «Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле». Конечно, с классическими тонадильями его роднит лишь образный строй музыки и склад мелодии. Как уже говорилось, это типичное произведение камерно-вокального жанра, связанное многими нитями с песней, но отличающееся от нее большей индивидуализацией профиля.
«Тонадильи» привлекали внимание всех, кто писал о творчестве Гранадоса. Можно вспомнить слова ученика композитора — Боладереса. Он пишет: «Голос здесь поет свободно, и фортепиано поет во всех своих регистрах с одинаковой свободой, в сочетаниях их живописных рисунков. Чистый рельеф разнообразит колючие ноты на педали, выразительный акцент интервалов... простые аккорды окружают фразы, звучащие в человеческом голосе».