Лирические сцены М. Ипполитова-Иванова в 3 д. (5 к.), либретто Н. Невструева по одноименной повести И. Тургенева.
Премьера: Москва, Товарищество русской частной оперы, 28 сентября 1900 г., под управлением автора, художник М. Врубель.
Действующие лица:
- Гагин, тенор
- Ася, его сестра, сопрано
- NN, баритон
- Фрау Луиза, меццо-сопрано
- Посетитель пивной, бас
- Ханхен, служанка, сопрано
- Сениор студенческой корпорации, тенор
- Фриц, мальчик в доме Гагиных, разговорная роль
- Хозяин дома, где живут Гагины, без слов
- Хозяин пивной, без слов
- Студенты, бурши, горожане, дети, музыканты, прислуга в гостинице
Первое действие
Первая картина. Маленький прирейнский городок. Гостиница с садом.
На студенческом вечере молодой русский турист NN знакомится с Гагиным и его сестрой Асей. Соотечественники взаимно рады встрече на чужбине. Гагин приглашает NN навестить его и сестру.
Вторая картина. Дом за городом, на берегу Рейна. Здесь живут Гагин и Ася. С горы открывается живописный вид на реку, по другую сторону которой видны развалины замка. Вечер.
Гагин рассказывает NN о своей жизни. Он рано лишился матери. Отец перед смертью открыл ему тайну — Гагин узнал, что у него есть сестра — Ася, и он стал ее воспитателем.
Глубокое чувство зародил гость в сердце юной девушки. Восходит луна. Ася полна восторга перед красотой летней ночи и, вместе с тем, взволнована непонятной тревогой, смутными, трепетными грезами о счастье.
Второе действие
Первая картина. Комната Аси. Девушка пишет записку NN, назначая свидание у часовни, и в смятении ждет ответа. Ася признается брату в том, что полюбила NN и страдает от этой любви; она умоляет брата уехать вместе с ней. После ухода Гагина Ася раскаивается в своей неосторожной откровенности и посылает NN новую записку, прося его прийти в другое место — к фрау Луизе.
Вторая картина. Загородный увеселительный сад. NN получил записку Аси. «О милое, чистое, дивное созданье...—срывается с его уст,—я все люблю в тебе и боюсь, боюсь тебя. Люблю и не верю, не верю счастью своему».
Гагин, встревоженный волнением сестры, объясняется с NN: «Ведь вы не женитесь на ней?» — прямо спрашивает он. Сложное, противоречивое состояние охватывает NN. Растроганный и счастливый любовью Аси, он, однако, не решается связать свою жизнь с юной своенравной девушкой.
Третье действие
Комната фрау Луизы. Со страхом и сомнениями ждет Ася предстоящего свидания. Одно лишь знает она — он поймет, он оценит влеченье ее сердца. Увидя NN, Ася в волнении не может говорить. NN, не в силах противиться своему чувству, нежно обнимает Асю, но тут же, словно опомнясь, отстраняется от нее. Он вспоминает свой последний разговор с Гагиным и упрекает девушку, зачем она выдала тайну, усомнилась в нем, не доверилась ему?
Ася бежит к дверям. Тщетно NN умоляет ее не уходить. «О, если бы вы сказали слово... одно только слово, я б осталась... Прощайте, я не увижу больше вас»,— с этими словами Ася исчезает. Раскаянье и тоска охватывают NN — вместе с Асей ушло счастье его жизни.
Либретто оперы в общем следует литературному источнику, но рассказ, ведущийся от лица N, переведен в прямое действие. К сожалению, многие сюжетные линии оказались утраченными и появились банальные оперные ситуации. Ипполитов-Иванов явно стремился идти по стопам автора оперы «Евгений Онегин» (сцена письма и др.), дав своему произведению то же жанровое определение, что и Чайковский,— «лирические сцены». Однако неверно рассматривать «Асю» только как подражание «Онегину». Композитор умело воссоздал атмосферу немецкого городка, в котором происходит действие, использовав и мастерски обработав подлинные образцы танцевальной и песенной музыки, от ландфатера до гопсер-вальса, от «Гаудеамуса» до Песни старого бурша, принадлежащей И. Р. Цумштегу. Мягко, лирично воплощен в музыке образ главной героини. Критика справедливо указывала на то, что он ближе к Татьяне Чайковского, чем к взбалмошной и капризной героине повести Тургенева. Не являясь новым словом в искусстве, опера Ипполитова-Иванова все же пользовалась симпатией слушателей. Она входила в репертуар ряда провинциальных театров, а Песня старого бурша и сейчас исполняется на концертной эстраде.
А. Гозенпуд