Ян Вацлав Антонин Стамиц. Концерт для кларнета с оркестром

Композитор
Год создания
1757
Жанр
Страна
Чехия
Ян Вацлав Антонин Стамиц

На рубеже XVII-XVIII столетий в европейский музыкальный обиход входит новый духовой инструмент – кларнет. Исследователи называют разные даты его создания – от 1690 г. до 1710 г. – но, так или иначе, на протяжении XVIII века этот инструмент сделал поистине головокружительную «карьеру»: кларнет стал применяться в оркестре (первыми исполнителями на нем стали гобоисты), немецкий композитор Иоганн Мельхиор Мольтер написал первые кларнетовые концерты. В скором времени кларнеты появились и в других оркестрах (правда, не во всех – еще в 1770-х гг. Вольфганг Амадей Моцарт восклицал в одном из писем к отцу: «Ах, если бы мы имели кларнеты!»), а во второй половине XVIII столетия было создано великое множество концертов для кларнета – такого внимания композиторов этот инструмент не удостаивался ни в одну из последующих эпох.

Как уже говорилось, «первопроходцем» в жанре кларнетового концерта стал Мольтер, а следующим композитором, обратившимся к этому жанру, стал немецкий композитор чешского происхождения Ян Вацлав Антонин Стамиц. Кларнеты входили в возглавляемый им Мангеймский оркестр – в середине XVIII столетия это уже не было уникальным явлением, кларнеты присутствовали и в других оркестрах (в Лондоне, Санкт-Петербурге, Париже, Берлине и иных европейских столицах), но отличительной особенностью Мангеймского оркестра было поручение этим инструментам особенно ответственных партий. Точная дата написания Концерта для кларнета с оркестром си-бемоль мажор неизвестна, но, по мнению большинства исследователей, создание этого произведения относится к позднему периоду творчества композитора – к 1756-1757 гг., на это указывает такая особенность Концерта, как отсутствие барочных форм.

Создавая концерт, Ян Стамиц сделал все возможное, чтобы в полной мере продемонстрировать возможности кларнета, красоту его звучания. Его сопровождает камерный состав, и духовая группа в оркестре отсутствует, благодаря чему тембр кларнета выделяется особенно ярко. В то же время это позволило подчеркнуть принцип «состязательности», присущий концертному жанру. Присутствие одной лишь струнной группы не препятствует полнозвучности оркестровой ткани, разнообразию фактуры: монолитное туттийное звучание чередуется с ансамблевыми «диалогами» в оркестре, в которые вступает кларнет (оркестр и солирующий инструмент в этом произведении скорее дополняют друг друга, нежели противопоставляются). Стамиц интерпретировал кларнет как «поющий» инструмент, его партия по своей выразительности приближается к человеческой речи. В то же время композитор дал исполнителям возможность продемонстрировать техническую виртуозность: кларнетовая партия насыщена сложными приемами, такими как двухоктавные и даже более широкие скачки, а также пассажи, излагаемые мелкими длительностями, и разнообразная и сложная ритмика. Важным нововведением Стамица, закрепившимся в жанре инструментального концерта (не только кларнетового), является определение места сольной каденции – остановки на кадансовом квартсекстаккорде.

Первая часть Концерта – Allegro moderato – имеет форму сонатного аллегро с двойной экспозицией. Главная партия состоит из двух контрастных элементов, один из которых отличается действенностью, а другой более спокоен и мягок. Различие между элементами подчеркнуто динамической контрастностью, которая была одной из характерных особенностей Мангеймского оркестра. Лирическая побочная партия изящна и галантна, особую выразительность придает ей сопоставление одноименных тональностей. Мелодия подвергается интонационному и ритмическому варьированию во второй – сольной экспозиции. В разработке темы развиваются фактурно, тонально и ритмически, при этом используется мотивная техника. Следующим этапом развития становится динамизированная реприза, в которой кларнетовая партия значительно сложнее, чем в экспозиции.

Для лирической второй части – Adagio – композитор избрал трехчастную форму. Основой всего последующего музыкального развития становится первая тема, средний раздел не вносит яркого контраста – он тоже построен на материале первой темы, но смена мажорного лада минорным придает ей новый оттенок. Кантиленная мелодия изобилует мелизматическими украшениями, которые встраиваются в общую логику мелодического движения.

Часть третья – Poco presto – имеет форму рондо. Ей присуще образное единство, яркого контраста между рефреном и эпизодами здесь нет – они воспринимаются как варьирование основного тематического ядра. В финале господствует жанрово-танцевальный музыкальный материал, но в процессе развития иногда возникают лирические интонации.

Концерт Яна Стамица стал важным шагом на пути развития кларнетового искусства и жанра инструментального концерта в целом. Он и сегодня входит в репертуар кларнетистов.

реклама

Словарные статьи

Кларнет 12.01.2011 в 19:29

рекомендуем

смотрите также

Реклама