Энрике Гранадос

Enrique Granados

Дата рождения
27.07.1867
Дата смерти
24.03.1916
Профессия
Страна
Испания
Энрике Гранадос / Enrique Granados

С творчеством Э. Гранадоса связано возрождение национальной испанской музыки. Участие в движении Ренасимьенто, которое охватило страну на рубеже XIX-XX вв., дало композитору импульс к созданию классических образцов музыки нового направления. Деятели Ренасимьенто, в частности музыканты И. Альбенис, М. де Фалья, X. Турина, стремились вывести испанскую культуру из состояния застоя, возродить ее самобытность, поднять национальную музыку на уровень передовых европейских композиторских школ. Большое влияние на Гранадоса, как и на других испанских композиторов, оказал Ф. Педрель, организатор и идейный руководитель Ренасимьенто, теоретически обосновавший пути создания классической испанской музыки в манифесте «За нашу музыку».

Первые уроки музыки Гранадос получил у товарища своего отца. Вскоре семья переезжает в Барселону, где Гранадос становится учеником известного педагога X. Пухоля (фортепиано). Одновременно он занимается композицией у Педреля. Благодаря помощи мецената способный юноша едет в Париж. Там он совершенствуется в консерватории у Ш. Берио по фортепиано и Ж. Массне по композиции (1887). В классе Берио Гранадос знакомится с Р. Виньесом, впоследствии известным испанским пианистом.

После двухлетнего пребывания в Париже Гранадос возвращается на родину. Он полон творческих планов. В 1892 г. исполняются его «Испанские танцы» для симфонического оркестра. Он с успехом солирует как пианист в концерте под управлением И. Альбениса, дирижировавшего своей «Испанской рапсодией» для фортепиано с оркестром. С П. Казальсом Гранадос концертирует по городам Испании. «Гранадос-пианист соединял в своем исполнении мягкий и певучий звук с блестящей техникой: кроме того, он был тонким и искусным колористом», — писал испанский композитор, пианист и музыковед X. Нин.

Творческую и исполнительскую деятельность Гранадос успешно сочетает с общественной и педагогической. В 1900 г. он организует в Барселоне «Общество классических концертов», в 1901 — Академию музыки, которую возглавляет до своей смерти. Гранадос стремится развить творческую самостоятельность в своих учениках — молодых пианистах. Он посвящает этому свои лекции. Разрабатывая новые приемы фортепианной техники, он пишет специальное пособие «Метод педализации».

Наиболее ценная часть творческого наследия Гранадоса — фортепианные сочинения. Уже в первом цикле пьес «Испанские танцы» (1892-1900) он органично сочетает национальные элементы с современными приемами письма. Композитор высоко ценил творчество великого испанского художника Ф. Гойи. Под впечатлением от его картин и рисунков из жизни «махо» и «мах» композитор создал два цикла пьес под названием «Гойески».

На основе этого цикла Гранадос пишет одноименную оперу. Она стала последним крупным сочинением композитора. Первая мировая война задержала ее премьеру в Париже, и композитор решил поставить ее в Нью-Йорке. Премьера состоялась в январе 1916 г. А 24 марта германская подводная лодка потопила в Ла Манше пассажирский пароход, на котором Гранадос возвращался на родину.

Трагическая гибель не позволила композитору завершить многие замыслы. Лучшие страницы его творческого наследия пленяют слушателей своим обаянием, теплотой. К. Дебюсси писал: «Я не ошибусь, если скажу, что, слушая Гранадоса, словно видишь давно знакомое и любимое лицо».

В. Ильева

Сочинения:

оперы (6), в т.ч. Пикароль (1901), Лилиана (1911), Гойески (1916); для оркестра — симфоническая поэма, посвященная Данте (по мотивам Божественной комедии Данте, 1908), сюиты, в т. ч. Арабская (Suite arabe); для фортепиано и камерного оркестра — сюита Элисенда; камерно-инструментальные ансамбли — серенада для 2 скрипок с фортепиано, фортепианное трио, Ориенталь (для гобоя и струнных инструментов); для фортепиано — Концертное аллегро, Арагонская рапсодия, Испанское каприччо, 6 романтических сцен, Поэтические вальсы, 5 эскизов для детей, фортепианные циклы, в том числе Испанские танцы (12 пьес, 1892-1900), Гойески (7 пьес, 1911), 6 пьес на испанские народные напевы, Сказки для молодежи (10 пьес); для голоса с фортепианоТонадильи в старинном стиле на cл. Ф. Перике, песни и др.; транскрипции сонат Д. Скарлатти для фортепиано.

Литература: Розеншильд К., «Энрике Гранадос», Москва, 1971.

реклама

вам может быть интересно

Этьенн Мегюль Композиторы

Произведения

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама