Grand Piano Sonata (G-dur), Op. 37a
Соната состоит из четырёх частей общей протяжённостью около 32 минут.
1) Moderato e risoluto (соль мажор)
2) Andante non troppo quasi moderato (ми минор)
3) Scherzo. Allegro giocoso (соль мажор)
4) Finale. Allegro vivace (соль мажор)
Большая соната для фортепиано соль мажор соч. 37a написана П. И. Чайковским в 1878 году и посвящена пианисту Карлу Клиндворту (1830—1916).
К моменту сочинения данного произведения композитор уже имел опыт написания фортепианной сонаты — в 1865 году им была написана Соната до-диез минор , не опубликованная при жизни автора, изданная посмертно в 1900 году.
Чайковский написал сонату весной 1878 года, летом того же года — переписал начисто. Сочинение издано — в 1879 году. Впервые исполнена в Москве 21 октября (по новому стилю 2 ноября) 1879 года пианистом Николаем Григорьевичем Рубинштейном. Композитор высоко оценил исполнение пианистом своей сонаты, он писал Н. Ф. фон Мекк: «Я был просто поражен художественностью и изумительной силой, с которыми он играет эту несколько сухую и сложную вещь». Такая оценка исполнения Рубинштейном сонаты, а также Первого концерта для фортепиано с оркестром, повлияли на решение автора посвятить Николаю Григорьевичу свой Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Несмотря на большой успех исполнения, соната не была любимым произведением композитора, о чём он писал фон Мекк: в ответ на вопрос, почему он называет свою сонату «сухой», он ответил, что «Соната моя, может быть, небезынтересна, но это во всяком случае одно из мало любимых мною детищ моих».
Это наиболее крупное по масштабу произведение композитора для фортепиано соло. Автор продолжает здесь традиции большой романтической сонаты шумановского типа. Но при наличии влияния шумановского фортепианного почерка это сочинение отмечено яркой самобытной манерой фортепианного письма Чайковского. Соната является первым выдающимся произведением данного жанра в русской музыке и обладает многими художественными достоинствами, однако не является известной широкому слушателю.
Сонату исполняли многие выдающиеся музыканты, например Н. Г. Рубинштейн, А. И. Зилоти, К. Н. Игумнов, И. Гофман, Э. д'Альбер, Г. Р. Гинзбург, С. Т. Рихтер, М. В. Плетнёв, Э. К. Вирсаладзе, В. В. Постникова, П. В. Федотова., Э. Г. Гилельс.
* * *
Самое крупное и значительное по широте и содержательности замысла из сольных фортепианных произведений Чайковского — Большая соната соль мажор, написанная в 1878 году. Если не считать еще во многом незрелой до-диез-минорной сонаты, созданной в консерваторские годы и ни разу при жизни композитора не исполнявшейся (издана посмертно под редакцией Танеева), то это единственный в его творчестве образец данного жанра. Монументальность формы и блестящая декоративная манера фортепианного письма сближают сонату с произведениями концертного жанра. Ее можно было бы назвать, подобно тому как Шуман озаглавил одну из своих сонат, «Концертом без оркестра».
Печать шумановского влияния лежит и на общем романтически приподнятом характере этого произведения, а порой даже и на отдельных его музыкальных оборотах. Широко развернутая первая часть сонаты основана на контрасте мужественной «флорестановской» главной и нежно женственной мечтательной побочной партий. Контрастные элементы сопоставлены и внутри отдельных тематических групп: главная партия изложена в трехчастной форме с торжественно звучащими мощными аккордовыми последованиями в крайних разделах и страстно взволнованной серединой. В целом, однако, господствуют светлые утверждающие тона.
Вторая часть, задумчивое поэтичное Andante, проникнута глубоким, сосредоточенным лирическим чувством. «Скорбная дума», «стон и мольба о покое и о забвении» — так характеризует ее содержание Асафьев. Эти определения могут быть отнесены к теме крайних разделов трехчастной формы с ее настойчиво повторяющейся «стонущей» малосекундовой интонацией. Некоторое оживление вносит более подвижная и светлая по колориту середина, однако варьированная и расширенная реприза с ярким, но быстро угасающим драматическим взрывом, а затем тихая печальная кода возвращают к первоначальному настроению скорбной резиньяции.
Стремительное моторное скерцо с остроумными ритмическими перебоями и размашистый, хотя несколько пестрый финал, быть может, уступают двум первым частям по качеству материала. Но в целом соната — яркое увлекательное произведение, по содержательности музыки, богатству и сочности красок достойное занять одно из самых выдающихся мест в русской фортепианной литературе XIX века.
Ю. Келдыш
Фортепианное творчество Чайковского →