«Наталка-Полтавка» — опера Николая Лысенко в 3 действиях, текст И. Котляревского.
Премьера: Одесса, Русский театр, силами Русско-украинской труппы под руководством Н. Садовского, 12 ноября 1889 г.
Пьеса И. Котляревского, впервые поставленная в 1819 г. (с М. Щепкиным в роли Выборного), обладает славной сценической историей. Первая дошедшая до нас обработка песен выполнена харьковским музыкантом А. Барсицким, или Борецким (опубликована в 1833 г.). Щепкин выступал в «Наталке» в Москве в 30-х гг.; для него аранжировку сделал скрипач и дирижер московских театров А. Гурьянов. Позднее были сделаны аранжировки А. Едлички, О. Марковича, А. Коципинского, М. Васильева и др. Однако все они вытеснены версией Н. Лысенко. Пьеса Котляревского, рисующая историю любви крестьянской девушки Наталки и Петра, их победу над кознями Выборного и Возного, получила в музыке композитора конгениальное воплощение.
Опера раскрывает лучшие черты народного характера — благородство, нравственную чистоту, духовную силу, мужество (Наталка, Петр). Котляревский и Лысенко показывают нравственное превосходство простых людей над представителями власти — сельскими богатеями и приказными. Мысли и чувства героев раскрываются через песню; она служит и фоном, на котором развертывается действие. Лысенко сохраняет верность духу пьесы Котляревского и в обработке народных песен, закрепленных сценической традицией за «Наталкой», и в созданных им самим развитых ариях, увертюре, оркестровых антрактах. Мудрая простота, ясность, гармоническое единство всех элементов отмечают музыку композитора.
Попытка превращения этого произведения в обычную оперу с дописанной музыкой В. Иориша (1936) потерпела неудачу. Театр вернулся к оригиналу Лысенко. За долгие годы сценической жизни в «Наталке Полтавке» выступали крупнейшие мастера, от М. Щепкина и М. Кропивницкого, П. Саксаганского и М. Заньковецкой до И. Паторжинского и М. Литвиненко-Вольгемут, 3. Гайдай и О. Петрусенко. 16 июня 1954 г. опера прозвучала в Москве, в концертном зале им. Чайковского (режиссер и исполнитель партии Петра — И. Козловский)
В 1936 г. «Наталка Полтавка» была экранизирована (режиссер И. Кавалеридзе, с участием И. Паторжинского, М. Литвиненко-Вольгемут и Е. Чавдар в главных ролях).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Наталка (сопрано)
• Горпина Терпилиха, ее мать (меццо-сопрано)
• Петро, возлюбленный Наталки (тенор)
• Микола, дальний родственник Терпилихи (баритон)
• Тетерваковский, возный, жених Наталки (тенор)
• Макогоненко, сельский выборный (бас)
Действие происходит на Украине в начале XIX века.
Действие первое
На утопающих в пышной зелени берегах речки Ворсклы, близ Полтавы, раскинулось небольшое село. Здесь недавно поселилась вместе со своей матерью Терпилихой бедная девушка Наталка. Пока был жив отец, семья не знала нужды, а теперь стало трудно. Один выход — найти богатого жениха. Об этом мечтает старая Терпилиха. Но Наталка другого мнения. Она любит Петра — сироту-парубка, работавшего когда-то у Терпила батраком. Четыре года назад отец Наталки, узнав об их любви, прогнал Петра. С тех пор от него ни одной весточки не получала Наталка, даже не знает, вернется ли он. Уже не один раз сватались к ней зажиточные, солидные люди, а она всем отказывает, ждет своего Петра. На тропинке, ведущей к колодцу, Наталку подстерег пан возный — судебный пристав. Он признается ей в любви, сулит девушке богатство. Но она непреклонна. Огорченный возный рассказывает о своем неудачном сватовстве приятелю — сельскому выборному Макогоненко, и тот охотно обещает устроить его свадьбу с Наталкой.
Действие второе
Вдова выговаривает Наталке за то, что она не жалеет ни себя, ни мать, не стремится обеспечить ей спокойную старость и все ждет этого непутевого Петра. Приходит выборный. Он рассказывает Терпилихе о притязаниях возного и рисует картины богатой, счастливой жизни. Терпилиха, рыдая, уговаривает Наталку не упрямиться, пожалеть ее — старую, немощную женщину. Наталка не в силах более противиться. Скрепя сердце она дает согласие на брак с возным. Об одном лишь просит она — не спешить со свадьбой.
Действие третье
В село приходит Петро. За четыре года тяжелых батрацких трудов накопил он немного денег и вот сейчас спешит в Полтаву, где оставил свою Наталку. Ведь она обещала ждать его. От встретившегося ему парубка Миколы он узнает, что Наталка теперь живет здесь, в этом селе, и что вчера ее просватали за возного. Оскорбленный легкомыслием и изменой Наталки, Петро хочет сейчас же уходить отсюда, чтобы не встретиться с вероломной дивчиной. Микола уговаривает его остаться и вызывает из дому Наталку. Искренняя радость девушки, выбежавшей навстречу своему любимому, заставляет Петра поверить Наталке. Наталка же безгранично счастлива: теперь никакая сила в мире не приневолит ее выйти за постылого возного. Выборный и возный пытаются угрожать непокорной девушке, но глубокое чувство молодых людей, их решимость отстоять свое счастье побеждают. Возному ничего другого не остается, как добровольно отказаться от Наталки. Счастью влюбленных нет предела. Все село радуется вместе с ними.
В. Панкратова, Л. Полякова