Piano Sonatas Nos. 19, 20 (g-moll, G-dur), Op. 49
В 1805 г. Людвиг ван Бетховен издает два произведения, озаглавленные как «Две легкие сонаты». Среди исследователей творчества композитора нет единого мнения относительно того, когда именно они могли быть написаны – предполагают, что это могло произойти значительно раньше издания (в 1798 или даже в 1795 г.), однако, соответственно году издания они считаются Девятнадцатой и Двадцатой. Чем были вызваны к жизни эти произведения? Вероятно, преподавательской деятельностью Бетховена – у композитора было немало учениц благородного происхождения (не раз случалось, что к этим ученицам он испытывал нежные чувства – как это было с Джульеттой Гвиччарди, бывало и наоборот – учитель становился предметом влюбленности ученицы, как это произошло с Бабеттой Кеглевич). Далеко не все ученицы были наделены талантом, позволяющим достичь истинных высот в исполнительском искусстве, впрочем, даже самым одаренным надо было с чего-то начинать. С большой долей вероятности можно предположить, что для одной из своих учениц Бетховен и написал эти легкие сонаты. Для кого именно они могли быть написаны, неизвестно – никакого посвящения автор им не предпослал (а неясность относительно времени их создания не позволяет даже строить предположения на эту тему), однако их миниатюрность и изящество определенно намекают, что исполнять их должна была некая утонченная дама или благородная девица.
Но, если сонаты и создавались с педагогической целью, композитор всё же счел возможным их издать (возможно, предварительно переработав). Миниатюрность этих очаровательных сонат проявляется, в том числе и в строении цикла – оба произведения двухчастны (впрочем, впоследствии у Бетховена будут и более крупные двухчастные сонаты). Первая часть Сонаты № 19 соль минор написана в сонатной форме, но в медленном темпе (весьма редкий случай для Бетховена), а вторая представляет собой рондо. Такое же соотношение форм – сонатная и рондо – наблюдается в Сонате № 20 соль мажор. Эти изящные миниатюрные сонаты интересны сочетанием композиторской индивидуальности Бетховена со следованием традициям: с одной стороны – изысканные мелодические украшения в побочной партии Девятнадцатой сонаты, галантный ритм менуэта в Двадцатой, с другой – характерные для Бетховена ритмические контрасты, подчеркнутая певучесть первой части в соль-минорной сонате. Эти примечательные черты позволяют говорить о том, что значение «Двух легких сонат» не ограничивается педагогическими задачами – и не напрасно автор счел нужным их опубликовать.
Эти сонаты были опубликованы в 1805 году под названием «Две легкие сонаты». Возникли они, по всей видимости, гораздо раньше (№ 1, возможно, в 1798 г., а № 2 даже в 1795 г.). Скорее всего обе сонаты предназначались для обучения музыке или для любителей. Публикация этих сонат Бетховеном указывает, однако, на то, что композитор считал их достойными обнародования, и возможно, подверг обработке, заново отредактировал. Во всяком случае, обе сонаты носят отпечаток зрелой бетховенской композиторской техники и содержат множество очаровательных подробностей.
Двухчастность сонат ор. 49 следовало бы считать только результатом их миниатюризма. Но не работа ли над редактированием этих сонат натолкнула Бетховена на мысль о возможности и целесообразности крупных двухчастных сонатных произведений? Ведь уже соната ор. 53 оказалась почти, а соната ор. 54 — вполне двухчастной.
В сонате ор. 49 № 1 (g-moll) первая часть дает редкий у Бетховена пример медленной сонатной формы, а вторая часть имеет форму рондо. В сонате ор. 49 № 2 (G-dur) первая часть написана в сонатной форме, а вторая — в форме рондо (эта соната особенно примечательна как пример сочетания миниатюризма форм с богатством тематического состава).
Влияние традиций, конечно, очень ощутимо. Оно, например, и в галантных группето побочной партии первой части сонаты g-moll, и в щебетаниях рондо той же сонаты, и в старомодных вежливых формулах менуэта сонаты G-dur.
Но оригинальность мышления Бетховена не раз дает себя знать. Такова замечательная напевность первой части сонаты g-moll. В коде этой части можно уловить зародыш выразительной образной идеи, позднее ярко воплощенной концом Adagio сонаты ор. 10 № 1. Кода финала сонаты g-moll тоже не лишена предвосхищений (вспомним коду финала сонаты ор. 14 № 2).
В сонате G-dur (и в первой части, и в менуэте) немало моментов живой, темпераментной и склонной к динамическим контрастам бетховенской ритмики. А до-мажорное трио менуэта этой сонаты своим грубоватым прямодушием оставляет далеко позади бытовую жанровость Гайдна (не говоря уже о Моцарте).
Ю. А. Кремлев
Фортепианные сонаты Бетховена →
Запись в mp3:
Соната № 19
Артур Шнабель
Записано 19.XI.1932
I часть — Andante
II часть — Rondo (Allegro)
Соната № 20
Артур Шнабель
Записано 12.IV.1933
I часть — Allegro ma non troppo
II часть — Tempo di Menuetto