Римский-Корсаков. Струнный квартет фа мажор

Композитор
Год создания
1875
Жанр
Страна
Россия
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Портрет кисти Валентина Серова

С 1874 по 1897 гг. Николай Андреевич Римский-Корсаков создал несколько камерно-инструментальных сочинений с участием струнных инструментов. Особое внимание композитор уделяет струнному квартету, и это неудивительно, ведь квартет занимает особое место в инструментальной музыке. Именно он со времен венского классицизма воспринимался как вершина камерно-инструментальной музыки, а в XIX веке написание квартетов стало в консерваториях непременной составляющей выпускного экзамена композиторов. Римский-Корсаков тогда занимался самообразованием, изучая контрапункт, а также гармонию. Он чувствовал, что «техника еще не вошла в плоть и кровь», и написание инструментальных камерных произведений для него являлось частью освоения приемов композиции.

Первым сочинением такого рода стал для Римского-Корсакова Струнный квартет фа мажор, Op. 12. О своей работе над Квартетом композитор впервые упоминает в письме в сентябре 1874 г., но только к концу следующего года произведение было завершено.

Струнный квартет фа мажор – это четырехчастный цикл, традиционное построение в котором проявляется и в последовательности частей, и в закономерностях музыкальной драматургии.

Первая часть – Moderato – имеет сонатную форму в классическом виде. Впрочем, между эпической главной партией и взволнованной побочной не возникает ярко выраженного контраста – темы скорее дополняют друг друга, нежели противопоставляются. Контраст им составляют связующая партия и заключительная с их плясовыми ритмами.

В построении формы второй части – Andante – тоже присутствуют черты сонатности. Ее темы своей неторопливой повествовательностью напоминают главную партию предшествующей части. Для главной партии композитор использовал мелодию, созданную ранее для «Млады» – коллективного творения, над которым кучкисты работали в начале 1870-х гг., но потом, по словам Римского-Корсакова, «дело с «Младой» заглохло». Николай Андреевич в период работы над квартетом включил во вторую часть мелодию, которая должна была прозвучать в сцене бракосочетания Млады и Яромира (впоследствии, вернувшись к замыслу «Млады», композитор использовал эту мелодию именно в той сцене).

Часть третья – Scherzo. Allegretto vivace – скерцо в сложной трехчастной форме, стремительно проносящееся в едином ритмическом движении, которое пронизывает даже трио.

Завершается квартет быстрым финалом – Finale. Allegretto con spirito – написанным в форме рондо-сонаты. Единство ритмического движения наблюдается и здесь. Тон ему задает пунктирный ритм главной партии, играющей роль рефрена. Ей противопоставляется напевная, повествовательная побочная партия.

Первое исполнение Струнного квартета фа мажор состоялось в ноябре 1875 г. По свидетельству композитора, у слушателей он «мало возбудил сочувствия».

Оценка произведения современниками, как и самого факта обращения Николая Андреевича к этой области музыки, не была однозначной. Антон Григорьевич Рубинштейн заявлял, что теперь из композитора «что-нибудь выйдет», Модест Петрович Мусоргский, напротив, называл произведение «слякотным наваждением». Петр Ильич Чайковский именовал часть первую «образцом девственной чистоты стиля», оценивая ее фактуру как «прелестную и идеально чистую», усматривал в ней моцартовскую непринужденность и красоту, но финал раздражал его «сухостью» и назойливым повторением мотива.

Весьма сдержанной была газетная рецензия критика Александра Сергеевича Фамицина, заметившего, что от автора, который создал уже множество прекрасных сочинений, следовало ожидать более оригинального и зрелого произведения, с более широким музыкальным развитием. Благосклоннее отозвался о квартете Герман Августович Ларош, отметивший «отголоски симфонических произведений». Оркестральность звучания ансамбля отметил и Милий Алексеевич Балакирев.

Сам же Римский-Корсаков, как он вспоминал впоследствии, «несколько стыдился» этого сочинения: «Я чувствовал… что в квартете этом действительно я – не я». Насколько справедливой была эта самооценка, можно ли считать, что Николай Андреевич проявил в отношении своего творения чрезмерную суровость? Ведущего места в наследии композитора камерные произведения действительно не заняли, для широкой публики он остался в первую очередь автором опер и симфонических сочинений, но Струнный квартет фа мажор при жизни автора был наиболее часто исполняемым среди его камерных сочинений, а вслед за Римским-Корсаковым к этому жанру обратились другие композиторы «Могучей кучки» – Цезарь Антонович Кюи и Александр Порфирьевич Бородин.

Камерно-инструментальное творчество

реклама

вам может быть интересно

Прокофьев. Струнный квартет No. 1 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Струнный квартет 12.01.2011 в 16:48

рекомендуем

смотрите также

Реклама