Symphony No. 4 (d-moll), Op. 13, B. 41
Год 1873 в жизни Антонина Дворжака был отмечен важными событиями. Были среди них и печальные – так, опера «Король и угольщик» после месяца репетиций была отвергнута театром – но все-таки радостных событий было больше: композитор обрел супружеское счастье в браке с Анной Чермаковой, к нему пришел первый значительный композиторский успех, когда в Праге прозвучала его патриотическая кантата «Гимн». В декабре 1873 г., завершив Квартет ля-минор, Дворжак приступил к работе над Симфонией № 4 ре минор. Пометки в партитуре свидетельствуют о том, как продвигалась работа: в январе была завершена первая часть, в феврале – вторая, дата завершения третьей части не указана, но к концу марта 1874 г. произведение было закончено полностью.
По образному строю Четвертая симфония значительно отличается от своей предшественницы. В Симфонии № 3 преобладали эпические образы, Симфония № 4 в большей степени напоминает лирическую драму. Различия касаются не только образного строя произведений, но и их структуры цикла: Третья симфония была трехчастной, вторая же – четырехчастная с традиционной последовательностью частей: сонатное allegro, медленная часть, скерцо, быстрый финал. Однако, при всем различии этих симфоний, у них есть и общая черта, объединяющая сочинения Дворжака в данном жанре – развитие музыкального образа от мучительных сомнений и борьбы через торжество мужественного, волевого начала к оптимистической «развязке драмы».
Можно усмотреть и другие черты сходства с предыдущими симфониями, и одна из важнейших характеристик – интонационное единство. Этот принцип в большей степени действует в пределах отдельных частей – например, обе темы главной партии первой части интонационно родственны вступлению, а квартовый ход, появляющийся во всех этих темах, присутствует также и в побочной партии. Но в известной степени принцип интонационного единства распространяется и на цикл в целом: с главной партией первой части тему второй части роднит нисходящее движение, а тему третьей – ритмическое сходство. В тематизме финала тоже можно заметить черты сходства с первой частью.
Симфония обладает некоторыми примечательными особенностями, одна из которых – вариантное развитие, играющее весьма значительную роль в ней – например, в коде финала появляются варианты одной из тем главной партии первой части. Другая особенность произведения – «вертикальный синтез» различных тем, объединяющихся в одновременном полифоническом звучании.
Первая часть – Allegro – исполнена драматизма. Маршевой, фанфарной теме вступления и интонационно связанной с нею главной партии противопоставляется лирическая побочная. Связь с чешским фольклором в ней выражена довольно ярко (она звучит как соуседска – чешский народный трехдольный танец в медленном темпе).
Часть вторая – Andante sostenuto e molto cantabile – первый в творчестве Дворжака пример использования вариационной формы в симфоническом жанре. По интонационному строю тема напоминает лирический романс. В процессе варьирования используются в том числе и полифонические приемы.
Третья часть – Allegro feroce – скерцо в сложной трехчастной форме с трио. Примечательно, что ее основная тема позднее была использована в пьесе «Из бурных времен» из фортепианного цикла «Из Шумавы» (Шумава расположена в Южной Чехии, а этот регион у чехов ассоциируется с гуситским движением, а значит – с борьбой за свободу), это определенным образом конкретизирует образное содержание энергичной, решительной первой темы. Контраст вносит средний раздел с оттенком юмора.
В финале – Allegro con brio – возвращается драматизм первой части. Вновь сопоставляются активная главная партия и лирическая побочная, которая патетически и ликующе звучит в репризе.
Через два месяца после завершения произведения была исполнена его третья часть – произошло это в Праге, дирижировал Бедржих Сметана. Но полностью Четвертая симфония прозвучала далеко не сразу после создания, как не была и издана. Наряду с Симфонией № 3 Дворжак приложил ее в 1874 г. к прошению о государственной стипендии. В 1887 он предложил партитуру Фрицу Зимроку, но тот не пожелал ее издавать (при жизни автора Четвертая симфония так и не была опубликована). В том же году Лондонское филармоническое общество обратилось к Антонину Дворжаку с просьбой предоставить одну из его ранних симфоний для исполнения. Композитор выбрал Четвертую, но предварительно подверг ее переработке (подобным образом он поступил со многими своими сочинениями, относящимися к раннему периоду). Композитор внес немало исправлений, все четыре части подверглись сокращению. В Лондоне симфония исполнена не была – целиком она впервые прозвучала в Праге в 1892 г. в исполнении оркестра Национального театра под управлением самого композитора, на одном из прощальных концертов, организованных перед отъездом Дворжака в Америку.
Симфоническое творчество Дворжака →