«Аполлон и Гиацинт» (лат. Apollo et Hyacinthus) — опера (интермедия) В. А. Моцарта в 3 картинах, латинское либретто Р. Видля. Премьера: Зальцбургский университет, 13 мая 1767 г.
Эта «школьная опера» на латинском языке написана одиннадцатилетним композитором. В основе сюжета — античный миф, разработанный в одном из эпизодов X книги «Метаморфоз» Овидия.
Бог света и поэзии Аполлон полюбил Гиацинта, сына царя Спарты, но ревнивый Зефир, также любивший юношу, убил его. Опечаленный Аполлон превратил умершего в цветок, символ вечной жизни. После гибели юноши Аполлон вступает в брак с его сестрой Мелией.
Смерть Гиацинта передана в музыке с большим драматизмом. Некоторые страницы оперы были использованы Моцартом в одной из его симфоний (F-dur), написанной в конце того же года.
В XX веке опера ставилась в Ростоке (1922), Мюнхене (1932), Зальцбурге (1935), Лондоне (1955) и других городах.
А. Гозенпуд
Личность и творчество Вольфганга Амадея Моцарта – поистине уникальное явление в истории музыкального искусства. Сложнейшие жанры, к которым даже взрослые композиторы не сразу решаются подступиться, он осваивал в отроческие и даже детские годы. Мы расскажем об опере «Аполлон и Гиацинт», которую Моцарт создал, когда ему было всего одиннадцать лет.
В Зальцбургском университете существовала добрая традиция – отмечать завершение учебного года постановкой нового спектакля. В 1767 г. таким спектаклем стала латинская драма «Милосердие Крёза», написанная отцом-бенедиктинцем профессором Руфинусом Видлом. По обыкновению той эпохи, между актами драмы надлежало представлять интермедию – вот она-то и была заказана юному композитору. Либретто ее написал тот же автор – Руфинус Видл – на латинском языке, взяв за основу античный миф, который Овидиий Назон изложил в «Метаморфозах».
Эбал, царь Лакедемонии, и его сын Гиацинт готовятся к жертвоприношению Аполлону. В это время Зефир – друг Гиацинта, который влюблен в его сестру Мелию – напоминает им о других богах, которыми тоже не следует пренебрегать. Его высказывание не нравится Аполлону, и разгневанный юный бог разрушает алтарь, ударив по нему молнией. Гиацинт взывает к богам, умоляя о милости. Гневливый бог согласен смилостивиться, но только при условии, что Мелия будет отдана ему жены. Зефир терзается муками ревности. Мелия рада стать женой Аполлона, счастлив и ее отец Эбал, но вскоре является Зефир с печальным известием: Гиацинт при смерти – Аполлон, бросая диск, случайно попал в него. В действительности в происшедшем повинен сам Зефир, и Аполлон, гневаясь на него за ложь, обращает его в ветер. Однако Мелия в это верить не склонна, она требует, чтобы Аполлон оставил ее. Эбал отправляется в луга и находит там умирающего сына. Перед смертью тот успевает сообщить, что роковой бросок диска совершил Зефир. Вместе со своей дочерью Эбал взывает к Аполлону, умоляя о прощении и покровительстве. Аполлон дарует им прощение. В знак примирения он обращает Гиацинта в прекрасный цветок.
Таков был сюжет, предложенный Моцарту. Руфинус Видл изложил его в том стиле, который был типичен для школьных драм того времени. Либретто представляло собой чередование высокопарных монологов с бесконечными любовными клятвами, упреками, выражением сомнений. О каком-либо намеке на сценичность, драматизм и тем более – динамичность действия – не приходилось думать, да и латинский текст был малопонятным для Вольфганга. Вероятно, в зрелые годы Моцарт, известный своей требовательностью к оперным текстам, не пришел бы в восторг от такого либретто – но ведь ему в ту пору было всего одиннадцать лет, и он только начинал свой путь на поприще оперного композитора, а потому особых требований к либретто не предъявлял.
Как всегда бывает в начале пути, Моцарт в то время подражал многим предшественникам – и различные влияния заметны в стиле «Аполлона и Гиацинта». Образцом для юного композитора определенно служили творения итальянских композиторов. В его сочинении представлены традиционные типы арий, характерные для итальянской оперы-seria: ария ревности, ария любви, ария дружбы, ария мести. С традициями итальянской оперы связаны и речитативы. В то же время в одной из арий заметно влияние Георга Фридриха Генделя, а в дуэте явственно проступают черты немецкой песенности.
Хотя «Аполлон и Гиацинт» – произведение во многом подражательное (что неудивительно, учитывая возраст автора на момент ее написания), в нем уже проявляются черты, которые впоследствии станут характерными признаками композиторского «почерка» взрослого Моцарта. Вокальные мелодии отличаются исключительной пластичностью, в их развитии композитор проявляет большую изобретательность, а оперные формы отличаются стройностью.
Опера «Аполлон и Гиацинт» впервые была представлена в Большом зале Зальцбургского университета в мае 1767 г. Исполнили ее студенты старшего класса «синтаксиса» (гуманитарного отделения), наряду с ними в спектакле принимали участие придворные певцы архиепископа. Успех был потрясающим – публика, восхищенная мастерством юного композитора, долго не отпускала автора. После спектакля состоялся импровизированный концерт – Моцарт играл на клавесине, и продолжалось его выступление до глубокой ночи.
После столь успешной премьеры опера «Аполлон и Гиацинт» была забыта надолго. Новая жизнь произведения началась в ХХ столетии. В 1922 г. она была поставлена в Ростоке. В последующие годы она не сравнялась в популярности с «Дон-Жуаном» или «Свадьбой Фигаро», но время от времени опера появляется в репертуаре различных театров. Ее ставили в Мюнхене, Зальцбурге, Лондоне и других городах. Знакома с произведением и российская публика – опера «Аполлон и Гиацинт» входит в репертуар московского театра «Геликон-опера».