«Грустный вальс» (фр. Valse triste), Op. 44 — пьеса для симфонического оркестра финского композитора Яна Сибелиуса.
Состав оркестра: флейта, кларнет, 2 валторны, литавра, струнные.
Музыка к театральным постановкам – жанр особый. Создаваясь изначально как нечто «прикладное», она может отделиться от спектакля, к которому была написана, и начать свою собственную сценическую жизнь. Так, давно сошла со сцены трагедия Генрихи-Йозефа Коллина «Кориолан» – но по-прежнему исполняется увертюра Людвига ван Бетховена, написанная к ней. Не так уж часто ставится пьеса Генрика Ибсена «Пер Гюнт» (при всех своих достоинствах она достаточно сложна для сценического исполнения) – но гораздо чаще исполняется одноименная симфоническая сюита Эдварда Грига. Нечто подобное произошло и с музыкой финского композитора Яна Сибелиуса, созданной им в 1903 г. к драме драматурга-соотечественника Арвида Ярнефельта «Смерть». Мало кому за пределами Финляндии сегодня известен сюжет этой пьесы, но один из фрагментов музыки к ней стал самым знаменитым сочинением Сибелиуса – мы говорим о «Грустном вальсе».
С Арвидом Ярнефельтом Ян Сибелиус познакомился еще в конце 1880-х гг., будучи сокурсником его младшего брата в Музыкальном институте. Драматург и музыкант стали друзьями, а впоследствии их дружба перешла в родственные отношения: сестра Ярнефельта стала супругой Сибелиуса.
Но вернемся к драме Ярнефельта. Как явствует из заглавия, драматург поднимает в этом произведении вопрос, который не перестанет волновать человечество никогда – что есть смерть, может ли человек что-то ей противопоставить? Этот вопрос решает для себя главный герой пьесы Паавали. Первая встреча со смертью происходит в начале пьесы, когда умирает его мать. В течение всего последующего действия он пытается убедить себя, что смерти нет, но единственное, что он может противопоставить ее безраздельной власти – это добрые дела. Паавали заботится о больной старухе, живущей в лесной избушке, (в благодарность он получает от нее волшебное кольцо, которое помогает ему найти любовь). Он помогает односельчанам, создает в родной деревне детский сад. Его дела не всегда встречают понимание со стороны жены Эльзы – ведь на благотворительность уходят деньги, которые нужны семье. Но однажды Паавали погибает во время пожара. В последние минуты жизни он видит смерть, явившуюся за ним в облике матери – как некогда явилась она за матерью в облике отца Паавали… Односельчане, помнящие его добрые дела, утешают вдову: Паавали жив в человеческих сердцах.
Знаменитый вальс звучит в первой картине, когда юноша дремлет у постели умирающей матери. На фоне безжизненно-медленной пульсации зарождается из жалобной малой секунды и разворачивается протяженная мелодия, словно с трудом преодолевающая оцепенение, мажорные «блики» просвечивают сквозь ее минорный колорит. Но вот вальсовая пульсация становится более оживленной – хотя в ее ритме сохраняется нечто от похоронного марша. Появляется гибкая, полетная мелодия (героиня поднимается с постели – ей кажется, что она на балу, в белом одеянии – словно в бальном платье – мечется она по комнате в танце, простирая руки к кому-то невидимому). Дирижер Вилли Ферреро называл эту светлую, исполненную жизни мелодию «солнечным лучом, всплывающим из мрака», но оживленное танцевальное движение словно «разбивается» о мертвенную неподвижность вернувшейся первой темы.
Сопоставляются две темы – и вторая кажется теперь еще более живой, устремленной, но в ее развитие вторгаются «стонущие» хроматические интонации (комната наполняется призрачными танцорами, героиня пытается привлечь их внимание, но никто из них – словно намеренно – не смотрит на нее). Интонации эти, «взлетающие» все выше при одновременном ускорении темпа, приобретают сначала трагическое звучание, затем – исступленное (призрачные танцоры вовлекают женщину в вихрь вальса). Вновь звучит первая тема – но теперь она кажется слабой и безжизненной, зловещая сила звучит в сопровождающих ее «механически» повторяющихся басовых ходах, обрекающих на смерть все живое (героиня видит среди танцующих своего покойного мужа – но это смерть пришла за нею в его облике). Звучание обрывается нисходящим секундовым ходом на неустойчивый звук (женщина падает без сил, окруженная призрачным хороводом). Обреченно «договаривают» струнные последнюю фразу темы, с которой начинался вальс. Призрачно звучат безжизненные аккорды скрипок.
Вальс – первый, но не единственный номер музыки к драме «Смерть» – например, в четвертом номере (кратком, но ярком) очень выразительна имитация крика журавлей, в котором герою слышится голос его покойной матери… Но после кардинальной переработки, которой Ярнефельт подверг свое творение в 1911 г., большинство музыкальных номеров уже не вписывалось в сюжет – остался только вальс. Он настолько полюбился публике, что Сибелиус переработал его для концертного исполнения и издал под французским заглавием Valse triste – «Грустный вальс». В таком виде и под этим названием вальс приобрел популярность в качестве концертной пьесы.
История создания
Музыка к пьесе — излюбленный жанр Сибелиуса. Он обращался к театральным постановкам 11 раз на протяжении почти 40 лет, вплоть до 1926 года. Его первым публично исполненным произведением оказались две песни к драме Гуннара Веннерберга «Водяной дух» (1888). Она была поставлена в Музыкальном институте, где тогда учился 22-летний Сибелиус, мечтавший о карьере скрипача-виртуоза. А 15 лет спустя уже известный композитор, автор двух симфоний, симфонических поэм, сюит и увертюр, множества сольных песен и хоров, написал музыку к пьесе Арвида Ярнефельта «Смерть». С драматургом композитора связывали давняя дружба и свойство. Сибелиус познакомился с Ярнефельтом в конце 80-х годов: его младший брат был соучеником Сибелиуса по Музыкальному институту; в 1890 году композитор стал женихом, а два года спустя мужем их сестры Айно, с которой счастливо прожил всю жизнь.
Арвид Ярнефельт (1861—1931), родившийся под Петербургом, два года изучавший русский язык в Московском университете, в 1891 году увлекся учением Льва Толстого и решил воплотить его идеи на практике. Прервав успешно развивавшуюся юридическую карьеру, он в 1896 году поселился на ферме, сочетая крестьянский труд с писательским. После личной встречи с Толстым (1899) Ярнефельт перевел его «Воскресение» (а позднее — философские работы) и в том же году принял участие в основании финской газеты, провозглашавшей либеральные идеи. В своих произведениях Ярнефельт рисовал жизнь деревенских бедняков и фабричных рабочих, студентов, финской интеллигенции.
С другой стороны, драма «Смерть» (1903) была написана под влиянием драматургии крупнейшего французского символиста Мориса Метерлинка. Главный герой Паавали убежден, что смерти нет. Но на протяжении спектакля он хоронит всю семью: смерть уносит мать, жену, детей и вынуждает Паавали смиренно склониться перед ее властью. В первой сцене участвуют мать и сын. Умирающая мать рассказывает, что видела во сне, будто она собирается на бал. Когда сын засыпает, за матерью приходит Смерть, но та принимает ее за своего умершего мужа, который увлекает ее в вальсе. Проснувшийся Паавали видит, что мать мертва.
К этой сцене Сибелиус написал краткую, всего в 202 такта, пьесу для струнного ансамбля, большого барабана и колокола «в темпе медленного вальса», как обозначено в партитуре. Пьеса очень понравилась публике, в 1904 году была пересмотрена автором и вскоре издана с французским названием Valse triste (Грустный вальс) в двух вариантах — для струнных и духовых и в переложении для фортепиано. Красивые, несложные, сразу запоминающиеся мелодии принесли Грустному вальсу широчайшую популярность не только на концертной эстраде, но и в быту: он сделался любимейшей пьесой для домашнего музицирования в самых разных аранжировках.
Музыка
Неустойчивые аккорды струнных с сурдинами пиццикато вводят в тревожную атмосферу вальса. Экспрессивную хроматизированную тему поют первые скрипки и виолончели в октаву. Затем остается только ритмический фон, вызывающий у исследователей самые разные ассоциации: то ли отголоски траурного марша, то ли яркий в своей четкости и легкости контраст мрачной скованности начальной кантилены. Новая тема, в которой впервые возникает тембр духовых инструментов, окрашена в мажорные тона; певучая мелодия излагается в светлом высоком регистре. В постоянном сопоставлении тем звучность нарастает, темп ускоряется, танец приобретает все более увлеченный, страстный характер. Особенно настойчиво интонирует первую, хроматизированную тему весь оркестр на фоне тремоло литавры и упорно повторяющихся ходов виолончелей и контрабасов. Внезапно танец обрывается долгой паузой. Допевает тему, уже в медленном темпе, кларнет в унисон с виолончелями в низком регистре. Им отвечают истаивающие аккорды четырех солирующих скрипок пианиссимо.
А. Кенигсберг