«Боярыня Морозова» — русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных русского советского композитора Родиона Щедрина (2006). Либретто композитора по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой».
Первое исполнение: 30 октября 2006 года в Большом зале Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина. Премьера в Мариинском театре: 22 июня 2014 года.
На розвальнях, влекомых по московской улице, гордо восседает женщина в черном одеянии со строгим лицом, воздевшая руку с пальцами, сложенными в двоеперстии. В толпе, взирающей на осужденную, множество лиц, на которых читаются разные чувства – любопытство, ненависть, сочувствие… Это историческое полотно Василия Ивановича Сурикова знакомо каждому нашему соотечественнику, а судьба его героини – Феодосии Прокофьевны Морозовой – послужила источником вдохновения не только для великого живописца XIX столетия. В XXI веке композитор Родион Константинович Щедрин создал оперу «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой», известной также под кратким заглавием «Боярыня Морозова».
Дочь видного государственного деятеля Прокофия Федоровича Соковнина, рано овдовевшая супруга боярина Глеба Ивановича Морозова, Феодосия Прокофьевна была последовательной сторонницей старообрядчества, общалась с протопопом Аввакумом. Правда, тот упрекал вдовую боярыню, что она прилагает недостаточно усилий к смирению плотских желаний, но обвинить ее в отсутствии богоугодных дел было нельзя – получив в распоряжение состояние покойного мужа и его брата (формально унаследованное малолетним сыном), Морозова давала в своем доме приют юродивым, странникам и нищим, а главное – старообрядцам, преследуемым властями. Царь Алексей Михайлович пытался вынудить боярыню принять реформу Никона, оказывая на нее давление путем отнятия земельных владений. От более решительных действий царя удерживало заступничество жены, но после смерти царицы, когда Морозова отказалась присутствовать на свадьбе царя, терпению его пришел конец: по его приказу муж сестры Морозовой потребовал, чтобы она приняла новую веру, и решительный отказ боярыни определил ее печальную судьбу
Боярыня и ее сестра Евдокия Урусова были закованы в кандалы и подвергнуты допросу, их братья были сосланы. Через три года, в течение которых сестер содержали то в одном монастыре, то в другом, сестры были подвергнуты пыткам, но остались непоколебимы. Костер для их сожжения уже был подготовлен, но благодаря заступничеству многих бояр казнь была заменена ссылкой в Боровск, где несчастных содержали в земляной тюрьме в тяжелейших условиях. Обе женщины примерно через год умерли от истощения.
В этой печальной истории Щедрина привлек сильный женский характер – по мнению композитора, женские характеры в целом интереснее мужских. Интересной казалась ему и резкая перемена в судьбе – богатая, высокопоставленная женщина, оказалась в Боровском остроге. Кроме того, в произведении затрагивается одна из самых трагических тем русской истории – судьба старообрядцев (эта тема кажется настолько острой, что ни один русский оперный композитор, за исключением Модеста Петровича Мусоргского, не рискнул к ней обратиться – и вот в XXI столетии это сделал Щедрин.
Кто же такие раскольники, кто такая Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия Урусова – мученики, герои или фанатики, слепо державшиеся за уходившее прошлое? Однозначной оценки в опере нет – и, наверное, ее в принципе нельзя дать, слишком уж сложной и противоречивой была эпоха, в которую происходит действие, но культура старообрядцев, в частности – их традиция церковного пения не чужды Родиону Щедрину. С этим пластом русской хоровой культуры композитор соприкоснулся, работая над литургией «Запечатленный ангел», созданной по прочтении одноименного произведения Николая Лескова.
Либретто оперы составил сам композитор, опираясь на «Житие протопопа Аввакума», «Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», а также «Слово плачевное о трех исповедницах», написанное Аввакумом, и его письма к Морозовой. Опора на эти источники позволила создать многогранный образ героини – это и стойкая в своей вере женщина, и любящая мать и сестра (в опере показана смерть сына Морозовой, которая трактуется как убийство: «И послал к Ивану царь лекарей своих с ядами»). Представлена в опере и такая пронзительная историческая деталь: предчувствуя скорую смерть, Феодосия попросила стражника постирать ее рубаху: «Неподобно мне в нечистоте возлежиши в недрах матери своя земли».
С музыкальной точки зрения «голос» старообрядчества – это особая хоровая культура, и «Боярыня Морозова» – это хоровая опера. Количество солистов минимально – Морозова, Урусова, протопоп Аввакум. Хор в опере – подобно баховским пассионам – играет роль и сочувствующего комментатора, и участника событий, своеобразного коллективного действующего лица (например, хор излагает жестокие слова царя). От оркестра композитор отказался, сведя инструментальную часть партитуры к минимуму (труба, ударные, включая литавры).
В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы длительное время находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в 10–15 лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы – «Очарованный странник» (2002), «Боярыня Морозова» (2006) и «Левша» (2012–2013) – Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. Это произошло, конечно, не только за счет количества, но прежде всего благодаря художественному значению этих сочинений. В своих операх Щедрин обращается к «вечным» и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, ее ценности и цене, о душе и вере, о России, ее народе и властях, ее радостях и бедах.
«Боярыня Морозова» (полное название «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой») – «русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных». Либретто написано самим Щедриным на основе «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Жития протопопа Аввакума», писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трех исповедницах».
Идея этой оперы обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло, в свою очередь, отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские Страсти, и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра – «Страстями» И. С. Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других, не поименованных в опере гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.
Можно провести параллель и с другим знаменитым произведением – картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887), долгие годы бывшей в русском искусстве единственным откликом на эту трагическую историю. Как и в опере, у Сурикова соучастником события является весь народ – и любопытствующие, и глумящиеся над боярыней, и сочувствующие ей.
Но в воплощении образа главной героини, знаменитой раскольницы Феодосии Морозовой, Щедрин независим – и от интерпретации художника, и от того портрета, который создан в житийной повести и в произведениях Аввакума. Морозова у Сурикова – это несокрушимый дух и фанатичная вера. Описание боярыни Аввакумом сродни поэзии: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». В Житии образ Морозовой наиболее многогранен: она предстает и как святая, и как обычный человек, даже испытывает страх («Феодора же вмале ужасшися, разуме, яко мучители идут…»). Щедрин же высвечивает лишь главные черты ее образа: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну.
В. Горячих
Сюжет
Часть первая
Анафема
Всем и каждому из неверных, да будет Анафема!..
– Как веруешь? Поведай нам!
– Аз верую по древнему преданию святых. Двемя персты…
– Отрекитесь! Молю аз сам!
– Сам царь вам молвит…
– Верую по древнему преданию святых. Двемя персты…
– Возьмите их! Цепи возложить! Возьмите их!..
Две сестры (Боярыня Морозова и Княгиня Урусова)
О, сестра моя, не остави…
Вместе постраждем за старую веру именем Христове…
Постраждем за истину, аще смерть примем.
В кой вере родились, в той хотим умереть…
Угрозы
– Зриши ли огонь и орудия мучительны на те уготованная?..
– Что ми огнем грозиши? Огня обычного не боюся, елико трепещу вечного пламени!..
Феодосия, царская кравчая, да сестра ей княгиня Урусова, оставьте распрю, креститесь тремя персты!..
Аввакум (Lamento I)
О, бедная боярыня с сестрой мучится…
Мати моя, молись крепко, Господа ради…
Убийство сына Морозовой
Боярыня великая Морозова, царского ты рода…
Кравчая царская…
У тебя чадо есть!.. Сын!..
Отрекись!..
Люблю сына моего яко единороден ми он есть, но не отступлю от веры.
Сына моего мертва узрю, но не отступлю от веры.
О, мати, мати моя, не остави…
Нам, чадо, настало время подвига!..
И послал к Ивану царь лекарей своих с ядами, с ядами…
Тако в малых днях и гробу предаши, а царь о смерти Иванове порадовался.
Так свободнее без сына матерь умучить…
Плач Морозовой о сыне
Увы мне, где в коем месте умре сын мой…
Аз есмь вина твоей смерти, чадо!
Не узрю тебя пресладкий мой, свете!..
Плачите со мною, все матери сынов своих…
Часть вторая
Пытки
О, исчадья ехиднины, вражьи души: на дыбу!
Сломаются ваши суставы, сдробятся руце, хребет, спина, растерзается плоть и тело покроется язвами… Отрекитесь!
Нагих их по снегу мучить и бити немилостивна!..
Отрекитесь!
Плач Аввакума (Lamento II)
Выпросил у Господа светлую Россию сатана, да очервленит кровию мученической…
Свете мой, еще ль дышишь, али сожгли, или удавили вас?..
Заточение в темницу
Заточить их в земну темницу навечно в темь в град Боровск!..
Уморить голодом в боровской яме, в темнице смрадной, во тьме несветимой, в задухе земной, в хладе, во вшах, в тесноте, в муках!..
Никой милости!..
Смерть Княгини Урусовой
Ах, постраждем, сестро, вкупе о имени Христове…
О, сестро, отпусти меня к владыке моему…
Аз изнемогаю и мню я, что к смерти близко…
Иди, цвете, сестро, иди и предстани возжеланному Христу…
Повеление царя
Сдохла одна, злая злодеяца…
Вот мое повеление:
Погребите тело Феодорино в остроге за оградою…
А Морозовой ни есть, ни пити не давати!
Разговор со стражем и смерть Морозовой
– Умилосердися, рабе Христов, зело измогох от глада. Даждь ми калачика…
– Ни, госпоже, боюся…
– А ты дай мне хлебца, рабе Христов.
– Не смею.
– Сотвори добро, чадо, и любовь, рабе Христов, молю тебя, молю!
Аз женщина я есмь, ступай на реченьку да измый мне рубаху мою.
– Не смею.
Неподобно ми в нечисте возлежиши в недрах матери своя земли…
Господи, прими мя…
Эпилог (Аввакум: Lamento III)
Успе блаженная Феодора с миром…
О, православные, соберитесь матери и девы и рыдайте, плачьте и горче рыдайте со мною.
Упокой души их, Господи.
Во веки веков, Аминь…