Список сочинений Александра Серова и литература

Биография Серова

Оперы

Юдифь (1861–62, пост. 1863,. Мариинский т-р, Петербург)
Рогнеда (1863–65, пост. 1865, там же)
Вражья сила (завершена В. С. Серовой и Н. P. Соловьёвым, пост. посмертно, 1871, там же)

Для солистов, хора и оркестра

• 2 кантаты (1846)
• Pater Noster (1860)
• Stabat Mater (1870)

Для оркестра

• Фантазия (1847)
• Гопак и Гречаники (пляски из симф. пантомимы Ночь перед Рождеством, 1866)
• Пляска запорожцев (из музыки к «Тарасу Бульбе», 1867) и др.

Камерно-инструментальные ансамбли

• соната для скрипки и фортепиано (1849)
• 2 пьесы для виолончели и фортепиано
• фортепианное трио (1849)

Для фортепиано

• 2 сонаты (1844)
• 3 фуги (1849)
• пьесы

Хоры

20 романсов и песен

Обработки народных песен

• 5 украинских песен для хора и оркестра
• 6 малороссийских песен для хора a cappella

Музыка к спектаклям драматического театра

• водевиль «Мельничиха в Марли» (1845)
• водевиль «Записки демона» (1846)
• мелодрама «Отец и дочь» (1846)
• трагедия «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (1867)
• драма «Нерон» А. А. Жандра (1869) и др.

Литературные сочинения:

Музыка и виртуозы, «Библиотека для чтения», 1851, т. 106, No 4; Спонтини и его музыка, «Пантеон», 1852, т. 1, кн. 1; Бетховен и его три стиля, там же, 1852, т. 2, кн. 4; Письма о музыке к А. Д. Улыбышеву, по случаю толков о Моцарте и Бетховене, там же, 1852, т. 3, кн. 6, т. 4, кн. 7–8; Моцартов «Дон Жуан» и его панегиристы, там же, 1853, т. 8, кн. 4, т. 9, кн. 5–6; Музыка и толки о ней, «Музыкальный и театральный вестник», 1856, 8 янв.; Девятая симфония Бетховена, там же, 1856, 8 и 29 апр.; Курс музыкальной техники, там же, 1856, 22 апр., 13, 20 и 27 мая, 3, 17 июня, 12 авг.; «Русалка», опера А. С. Даргомыжского, там же, 1856, 17 июня, 1 и 15 июля, 12, 19 и 26 августа, 9, 16, 23 и 30 сент.; Малоизвестное произведение М. И. Глинки, там же, 1857, 10 и 17 ноября, 8 и 15 дек.; М. И. Глинка. Некрологический очерк, «Сын отечества», 1857, No 12; Музыка. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей, «Иллюстрация», 1858, 6 и 13 февр.; Наш Глинка перед судом немецких фельетонистов, «Театральный и музыкальный вестник», 1858, 18 мая; Песни и романсы М. А. Балакирева, там же, 1859, 1 ноября; Роль одного мотива в целой опере: «Жизнь за царя», там же, 1859, 13 дек.; Опера и её новейшее направление в Германии, «Русское слово», 1859, No 1 и 7; Воспоминания о М. И. Глинке, «Искусства», 1860, No 1–5; «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», «Русский мир», 1860, 1 сент.; Р. Вагнер и его реформа в области оперы, «Искусства», 1860, No 1–2; Музыка южно-русских песен, «Основа», 1861, (No 3 и 4); Der Thematismus der Leonoren-Ouverture. Eine Beethoven-Studie, «NZfM», 1861, Bd 54, No 10- 13 (рус. пер. — Тематизм увертюры к опере «Леонора». Этюд о Бетховене, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895); «Волшебный стрелок». Бенефис О. А. Петрова, «Иллюстрация», 1862, 6 дек.; Верстовский и его значение для русского искусства, там же, 1862, 20 дек.; Der Status quo der Beethoven-Literatur und die Betheiligung Russlands an derselben, «NZfM», 1863, No 1–5; «Нибелунгов перстень», «Якорь», 1863, 20 и 27 июля, 10, 17, 21 авг., 22 и 28 сент., 12 и 26 окт., 9 ноября; Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, «Эпоха», 1864, No 6 и 12; Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, т. 1, No 2, т. 4, No 7; К читателям, «Музыка и театр», 1867, No 1; «Руслан» и русланисты, там же, 1867, No 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10; Девятая симфония Бетховена, её склад и смысл, «Современная летопись», 1868, 12 мая; Rossini. (Coup d’oeil critique), «Journal de St.-Petersbourg», 1869, 23 Janvier (рус, пер. — Россини. Критический очерк, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895); Hector Berlioz. (Esquisse critique), «Journal de St.-Petersbourg», 1869, 11 (23), 16 (28), 17 (29) mai, 21 mai (2 juin) (рус. пер. — Г. Берлиоз. Критический набросок, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895); Русская народная песня как предмет науки, «Музыкальный сезон», 1870, 19 марта, 26 ноября, 1871, 21 янв. Критические статьи, т. 1–4, СПБ, 1892–1895; Избр. статьи, под общей ред., со вступ. статьей и прим. Г. Н. Хубова, т. 1–2, М.-Л., 1950–57.

Письма:

Письма А. Н. Серова к его сестре С. Н. Дю-Тур (1845–1861), изд. Н. Финдейзеном, СПБ, 1896; А. Н. Островский и А. Н. Серов (переписка), в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, М.-Л., 1937; Письма к П. А. Бессонову и П. С. Федорову. Об опере «Вражья сила», там же; Письма к В. В. и Д. В. Стасовым. Публикация А. А. Гозенпуда и В. А. Обрам, в кн.: Музыкальное наследство, т. 1–3, М., 1962–70; (письма к В. В. Стасову и др. лицам частично публиковались в журн. «Русская старина», 1875, No 8, 10, 11; 1876, No 1, 2, 4, 5; 1877, No 1–5, 10, 11; 1878, No 1; 1907, No 3 и 4; 1908, No 5 и 6; «РМГ», 1897, No 7–8; 1899, No 39; 1900, No 29–30, 39, 41, 42; 1903, No 21–24; 1906, No 4–5; 1915, No 4–7, 9–10; 1916, No 6–10, 24–33; 1917, No 4, 5, 23–26).

Литература:

Веселовский Алексей, Воспоминание об А. Н. Серове, «Беседа», 1871, кн. 2; Ларош (Г. A.), Заметка об А. Н. Серове, «Современная летопись», 1871, 15 февр.; Н. M., A. Н. Серов. Биографический очерк, «Петербургский листок», 1871, 16 (28) февр.; (Толстой Ф. M.), А. Н. Серов, Воспоминания, «Русская старина», 1874, т. 9, февраль; Молчанов А. Е., А. Н. Серов, (вып.) 1 — Библиографический указатель произведений А. Н. Серова, (вып.) 2 — Библиографический указатель литературы о А. Н. Серове и его произведениях, СПБ, 1888; Старчевский А. В., Композитор А. Н. Серов, «Наблюдатель», 1888, No 3; Званцов К. И., А. Н. Серов. Воспоминания о нём и его письма, «Русская старина», 1888, т. 59, август, сентябрь; Лобанов Д. И., А. Н. Серов и его современники, СПБ, 1889; А. Н. Серов. (Материалы к биографии), СПБ, 1889; Баскин В. С., Русские композиторы, (т.) 3 — А. Н. Серов, М., 1890; Базунов С. A., A. Н. Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность, Биографический очерк, СПБ, 1893; Зотов В. Р., А. Н. Серов и первая задуманная им опера, «Наблюдатель», 1896, No 1; Финдейзен Н. P., A. Н. Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность, М., 1900, М. — Лейпциг, 1904; Серова В. С., Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. Воспоминания, СПБ, 1914; Стрельников Н. М., А. Н. Серов. Опыт характеристики, М., 1922; Пекелис М. С., А. Н. Серов, в кн.: История русской музыки, т. 2, М.-Л., 1940; Хубов Г., Жизнь А. Серова, М.-Л., 1950; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1–2, Л., 1954–58; Гозенпуд A. A., Русский оперный театр XIX века, (т. 2), (1857–1872), Л., 1971; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 2, вып. 3–4, М., 1969–73; Абрамовский Г., Опера Серова «Рогнеда», «СМ», 1976, No 12; Из забытых писем и воспоминаний (вступ. ст., публикация и коммент. И. Кунина), там же.

Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама