Келдыш Георгий (Юрий) Всеволодович (16 (29) VIII 1907, Петербург — 11 XII 1995, Москва) — советский музыковед и педагог. Доктор искусствоведения (1947). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1976). Член КПСС с 1947.
В 1930 окончил научно-композиторский факультет Московской консерватории по классу М. В. Иванова-Борецкого. В 1926–32 член РАПМ. В 1946–50 старший научный сотрудник Института истории искусств АН СССР. С 1950 заместитель директора по научной части, в 1955–57 директор н.-и. Ленинградского института театра и музыки. В 1961–74 зав. сектором музыки народов СССР Института истории искусств Министерства культуры СССР. В 1957–1960 редактор журнала «Советская музыка». С 1949 член Главной редакции «Большой советской энциклопедии», с 1967 главный редактор «Музыкальной энциклопедии». Секретарь правления CK СССР (с 1974). Член Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР (с 1971). В 1958–65 член Высшей аттестационной комиссии Министерства высшего и среднего специального образования СССР. В 1930–50 и с 1957 преподаёт в Московской консерватории (с 1948 профессор, в 1946–49 зав. кафедрой истории русской музыки), в 1950–56 — в Ленинградской консерватории. Среди учеников Келдыша — А. И. Кандинский, Ю. С. Корев, Е. А. Добрынина, E. M. Левашёв.
Основное направление исследовательской работы Келдыша — история русской музыки (преимущественно 17–18 вв. и 2-й пол. 19 в.). Ему принадлежит также ряд работ и критических статей, посвященных советской и современной зарубежной музыке. Келдыш является редактором книг и сборников: «Воспоминания о Мусоргском А. А. Голенищева-Кутузова» (в кн.: «Музыкальное наследство. Сборник материалов по истории музыкальной культуры в России», вып. I, М., 1935), «Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову» (М., 1939), «В. В. Стасов. Письма к родным» (т. 1, совм. с Д. Е. Аркиным, т. 2–3, совм. с М. О. Янковским, М., 1953–62), «Очерки по истории русской музыки. 1790–1895» (Л., 1956, совм. с М. С. Друскиным), «Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма» (Л., 1959), «Вопросы музыкознания» (сб. ст., т. III, М., 1960), «История музыки народов СССР», (т. 1–5, М., 1966–74), «Памятники русского музыкального искусства» (вып. 1–4, М., 1972–73) и др.
Сочинения:
Романсовая лирика Мусоргского, М., 1933; М. П. Мусоргский и А. А. Голенищев-Кутузов, в сб.; Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову, М., 1939; Музыкальная жизнь 60-х гг. 19 в. М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, в кн.: История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.-Л., 1940; Русская классическая музыка, вып. 2 (Русские классические композиторы 2-й пол. XIX века), М., 1945, доп. и перераб., 1960); История русской музыки, т. 1–3, М., 1947–54; Tchaikovsky the man and his outlook, в кн.: Russian symphony. Thoughts about Tchaikovsky, by Dmitri Shostakovitch and others, N. Y., 1947; Идейно-общественные предпосылки развития русской музыки в конце XVIII в. и начале XIX в., в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790–1825, Л., 1956; La musique russe en XIX siecle, «Cahiers d’histoire mondiale». Numero special. Contributions, а l’histoire russe, Neuchâtel, 1958; Русская советская музыка, M., 1958 (РСФСР, вып. 3. Серия: Музыкальная культура советских республик); Симфоническое творчество А. К. Глазунова, в сб.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. I, Л., 1959; Некоторые вопросы истории советской музыки, в сб.: Вопросы музыкознания, т. III, M., 1960; Критика и журналистика. Избранные статьи. Сб. ст., М., 1963; «Воццек» и музыкальный экспрессионизм, «СМ», 1965, No 3; Об изучении древнерусского певческого искусства, в кн.: Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, М., 1971; Данте в русской музыке, в сб.: Данте и славяне, М., 1965; Русская музыка XVIII века, М., 1965, Возникновение и развитие русской оперы в XVIII в., в сб.: Musica Antiqua. Europae Orientalis. Acta scientifica. Congressus. I., Bydgoszcz., 1966, Warsz., 1966, M. В. Иванов-Борецкий, в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966; 100 лет Московской консерватории, M., 1966; Неизвестная опера русского композитора (М. С. Березовского), «СМ», 1966, No 12; Советское музыкальное строительство в первые годы после Октября, в кн.: История музыки народов СССР, т. I, M., 1966; Пути развития советской музыкальной культуры в 20-х и начале 30-х гг., там же; На рубеже XX столетия (Доклад на симпозиуме музыковедов социалистических стран, посвященном методологии марксистской исторической науки), «СМ», 1967, No 2; Несколько соображений о Дилецком, «СМ», 1968, No 9; Русская музыка на рубеже двух столетий, в сб.: Русская художественная культура XIX — начала XX веков (1895–1907), кн. I. Зрелищные искусства. Музыка, М., 1968; О исторических корнях канта, в сб.: Musica Antiqua. Acta scientifica… Congressus II. Bydogoszcz, 1969; Итоги развития советской музыки в 30-х гг., в кн.: История музыки народов СССР, т. II, М., 1970; Die Symphonie in Russland, в кн.: Die Welt der Symphonie, Hamb., 1972; Древнерусская музыкальная культура, в кн.: Левашёва О., Келдыш Ю., Кандинский A., История русской музыки, М., 1972; Опера, в кн.: История музыки народов СССР, т. IV, М., 1973; Проблема стилей в русской музыке XVII и XVIII веков, «СМ», 1973, No 3; К истории оперы «Ямщики на подставе», «СМ», 1973, No 10; Рахманинов и его время, М., 1973.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.