Список сочинений Шарля Гуно, даты и литература

Биография Гуно

Оперы

• Сафо (1850, пост. 1851, т-р «Гранд-Опера», Париж; ред. в 2 д., 1858; ред. в 4 д., 1884)
• Окровавленная монахиня (La Nonne Sanglante, по роману «Монах» М. Г. Льюиса, 1852–54, пост. 1854, «Театр лирик», Париж)
• Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1856–57, фрагменты)
• Лекарь поневоле (Le Medecin malgre lui, комич. опера, 1857, пост. 1858, «Театр лирик», Париж)
• Фауст (1857–59, пост. 1859, там же; 2-я ред. — с речитативами и балетными сценами, 1869, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Филемон и Бавкида (1859, пост. 1860, «Театр лирик», Париж; 2-я ред. — в 2 д., 1876, т-р «Опера комик», Париж)
• Голубка (La Colombe, по Ж. Лафонтену, 1859, пост. 1860, Баден-Баден; 1866, т-р «Опера комик», Париж)
• Царица Савская (La Reine de Saba, по сюжету араб. сказки Ж. де Нерваля, 1861, пост. 1862, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Мирейль (1863, пост 1864, «Театр лирик», Париж; 2-я ред., 1864, там же)
• Ромео и Джульетта (по трагедии У. Шекспира, 1864–65, пост. 1867, там же; 2-я ред. — с балетными сценами, 1888, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Сен-Map (Cinq-Mars, по одноим. роману А. де Виньи, 1876–77, пост. 1877, т-р «Опера комик», Париж; 2-я ред. 1878, там же)
• Мэтр Пьер (1877, не оконч.)
• Полиевкт (по трагедии П. Корнеля, 1870–78, пост. 1878, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Дань Заморы (Le Tribut de Samora, 1878–80, пост. 1881, там же)

Оратории

• Товий (ок. 1866)
• Галлия (траурно-патриотич. мотет для сопрано, хора, орк. и органа, 1871)
• Искупление (La Redemption, духовная трилогия, сл. Гуно, 1868–81, исп. 1882, фестиваль в Бирмингеме; 1884, Париж)
• Смерть и жизнь (Mors et vita, духовная трилогия, сл. Гуно, 1884, исп. 1885, фестиваль в Бирмингеме; 1886, Париж)

Кантаты

• Мария Стюарт и Риччио (1837)
• Фернан (1839)
• патриотическая кантата «На границе» (A la Frontiere, 1870) и др.

Мессы, в т. ч.

• Торжественная месса в честь св. Цецилии (Messe solenelle, а Sainte-Cecile, 1855)
• Месса в память Жанны д’Арк (Messe, а la memoire de Jeanne d’Arc, 1887) и др.

Реквиемы и другие произведения для хора и оркестра

Для оркестра

• Скерцо (1837)
• 2 симфонии (D-dur, 1854; Es-dur, 1855)
• Сальтарелло (1871)
• Римский марш (1872) и др.

Камерно-инструментальные ансамбли

• 3 струнных квартета (опубл. посмертно)
• фортепианный квинтет (ок. 1841)
• Размышление над первой прелюдией И. С. Баха (Meditation sur…, для скрипки, фортепиано и органа, 1852)
• Маленькая симфония (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов, 1888)

Для фортепиано

• 45 пьес, в т. ч. вальсы, марши, серенады, ноктюрн, скерцо, прелюдии и др.

Хоры с фортепиано, в т. ч.

• Четырнадцать больших хоров (1884)

Хоры a cappella

• Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Волк и ягнёнок (на сл. басен Ж. Лафонтена, 1856, 1857, 1873)
• Мученики (Les Martyres, 1869);

Для голоса с фортепиано

свыше 200 романсов и песен, в т. ч. на сл. А. Ламартина, А. Тюрпена, П. Ж. Беранже, В. Гюго, А. Дюма-сына, А. Мюссе, англ., итал. поэтов;

Вокальные дуэты

Музыка к спектаклям драматического театра, в т. ч.

• Мещанин во дворянстве (Мольера, 1852, т-р «Комеди Франсез», Париж)
• Улисс (трагедия Ф. Понсара, 1852, там же; 2-я ред., 1854)
• Священные драмы (Les drames sacres, лирич. драма А. Сильвестра и Э. Морана, 1892, пост. 1893, т-р «Водевиль», Париж) и др.

Основные даты жизни и деятельности:

• 1818 — 17 VI. В Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории Гуно родился сын Шарль Франсуа.
• 1829–35 — Занятия в лицее Сен-Луи.
• 1836 — Поступление в Парижскую консерваторию. — Занятия с Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэром, позже с Ф. Паэром (композиция).
• 1837 — 2-я Римская премия за кантату «Мария Стюарт и Риччио» (разделил её с пианистом Л. Шолле). — 23 XI. Исполнение в концерте в т-ре «Атенеум» скерцо для оркестра Гуно.
• 1839 — Римская премия за кантату «Фернан».
• 1840 — 27 I. Прибытие в Рим (в качестве стипендиата). — Сближение (на почве увлечения живописью) с худ. Ж. О. Энгром. — Встреча и дружба с Ф. Хензель (сестрой Ф. Мендельсона), к-рая знакомит Гуно с музыкой И. С. Баха, Л. Бетховена, Мендельсона.
• 1842 — 21 VI. Отъезд из Рима в Вену (через Флоренцию, Падую, Венецию, Триест). — 8 IХ. Исполнение в Вене, в Карлскирхе мессы Гуно.
• 1843 — 25 V. Возвращение в Париж. — Встреча с Мендельсоном. — Работа органистом и регентом в церкви Иностр. миссий в Париже.
• 1847 X – 1848 II. — Пребывание в кармелитском монастыре (носит сутану, подписывает письма как «аббат Гуно»).
• 1851 — 15 I. Исполнение произв. Гуно в Лондоне в конц. зале «Сент-Мартин-холл»; благоприятные отзывы в англ. печати. — 16 IV. Пост. оперы «Сафо» в т-ре «Гранд-Опера» (с П. Виардо-Гарсиа в заглавной роли).
• 1852 — 20 IV. Женитьба на А. Циммерман, дочери проф. Парижской консерватории. — Назначение на пост директора парижского «Орфеона» и одновременно руководителя певч. классов в парижских школах.
• 1855 — Знакомство с франц. драматургами Ж. Барбье и М. Kappe (впоследствии авторы либр. мн. опер Гуно). — Зарождение плана оперы на сюжет «Фауста» Гёте.
• 1856 — 6 I. Награждение орденом Почётного легиона. — Работа над оперой «Иван Грозный» по заказу дирекции т-ра «Гранд-Опера» (написанные фрагменты впоследствии использованы в операх «Фауст» и «Царица Савская»).
• 1857 — Работа над оперой «Фауст» по заказу «Театр лирик». — X. Приступ нервного заболевания.
• 1859 — 19 III. Первое исполнение оперы «Фауст» в «Театр лирик» (с М. Миолан-Карвальо в роли Маргариты).
• 1866 — Избрание в члены Института Франции.
• 1867 — Либреттисты Барбье и Kappe ведут переговоры о постановке оперы «Фауст» в т-ре «Гранд-Опера» (в связи с закрытием «Театр лирик»). — Сочинение для оперы «Фауст» балетных сцен (в т. ч. «Вальпургиева ночь») и переработка разговорных диалогов в речитативы. — XII. Поездка в Рим с худ. А. Эбером.
• 1868 — Встречи с Ф. Листом в Риме.
• 1869 — Приступ нервного заболевания, вызванный мистическими настроениями.
• 1870 — 13 IX. Переезд с семьёй в Англию (Ливерпуль, затем Лондон) из-за начавшейся франко-прусской войны.
• 1871 — 1 V. Исполнение траурно-патриотического мотета Гуно «Галлия» на открытии Всемирной выставки в Лондоне. — Знакомство с англичанкой Дж. Уэлдон — певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз (около Лондона). — VI. Отказ от предложения занять место директора Парижской консерватории; жизнь в Лондоне, в семье Уэлдон.
• 1872 — В Лондоне создан «Хор Гуно» (ныне Королевское хоровое общество). — Поездка в Бельгию с Уэлдон.
• 1874 — V. Возвращение в Париж, разрыв отношений с Уэлдон.
• 1882 — 2 IV. Концерт «Фестиваль произведений Гуно» в Париже под управлением автора.
• 1887 — 24 VII. Исполнение мессы «Памяти Жанны д’Арк» под упр. Гуно в Реймском соборе. — 4 XI. Торжеств. 500-е исп. оперы «Фауст» в т-ре «Гранд-Опера» (дирижировал спектаклем Гуно).
• 1888 — 6 IV. Фестиваль произведений Гуно в г. Анже. — VII. Награждение Гуно высшей степенью (Grand Officier) ордена Почётного легиона. — 28 IV. Исп. оперы «Ромео и Джульетта» в новой ред. (с балетом) под упр. Гуно в т-ре «Гранд-Опера» (в главных ролях — А. Патти, Я. Решке).
• 1890 — Составление «резюме католической доктрины». — 6 XII. Письмо к епископу Гею (другу юности), в котором пишет, что хотел бы создать «музыкальный диптих на подобие картин примитивистов о святом Франциске Ассизском».
• 1891–92 — Жизнь в Сен-Клу (под Парижем). — Занятия с молодым композитором А. Бюссе.
• 1893 — Создание Реквиема памяти умершего внука (неокончен). — 18 X. Смерть композитора в Сен-Клу.

Литературные сочинения:

Autobiography, publ. par G. Weldon, L., 1875; La routine en matiиre d’art, в кн.: Autobiography, L., 1875; «Proserpine» de С. Saint-Saens, «Le Figaro», 1887, 17 mars; «Ascanio» de C. Saint-Saens, «La France», 1890, 23 mars; Preface de lettres intimes de Berlioz, «Nouvelle Revue», 1880, 15 juin; «Don Juan» de Mozart, P., 1890, на англ. яз. 1895; Memoires d’un artiste, P., 1896 (посмертно), 1909, на нем. и англ. яз., 1896, рус. пер. — Записки артиста, пер. с франц. А. В. Оссовского, СПБ, 1904, Воспоминания артиста, пер. с франц. М. П. Волконского, вступит. ст. и прим. Б. В. Левика, М., 1962.

Письма:

Ch. Gounod. 17 lettres, а H. Berlioz, M. Pigny et M. Lefuel, в кн.: Gounod Ch., Memoires d’un artiste, P., 1896, p. 211–70; Lettres de 1870–1871, «Revue de Paris», 1896, 1 fevrier; Lettres, а G. Bizet, там же, 1899, 15 decembre; Lettres, а Richomme, publ. par A. Baunier; «Revue Hebdomadaire», 1908, 26 decembre et 1909, 2 janvier; Lettres de Rome et de Vienne, publ. par J. Prod’homme, «Revue bleue», 1910, 31 decembre et 1911, 5 janvier.

Литература:

Серов A. H., «Фауст», опера Гуно, на петербургской итальянской сцене, «Якорь», 1864, No 2 и 3; его же, Письмо к Редактору журнала «Русская сцена» об опере «Фауст», «Русская сцена», 1864, No 2; его же, Музыкальная хроника заграничная… «Ромео» Гуно…, «Музыка и театр», 1867, No 9; см. также: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; Кругликов С., Ш. Гуно, «Артист», 1893, No 31; Комбарье Ж., Амбруаз Тома и Шарль Гуно, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, пер. с франц., вступит. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938, с. 153–70; Berlioz H., «Faust», «Journal des Debats», 1859, 29 mars; то же, в кн.: Les musiciens et la musique, P., 1903 (рус. пер. — в кн.: Берлиоз Г., Избр. статьи, пер. с франц., М., 1956, с. 141–50); его же, Gounod, в сб.: Les musiciens et la musique, P., 1903; Weldon G., Mon orphelinat et Gounod en Angleterre, v. 1–3, L., 1875–82; Pagnerre L., Charles Gounod, sa vie et ses oeuvres, P., 1890; Imbert H., Charles Gounod. Nouveaux profiles de musiciens, P., 1892; Jullien A., Gounod, в его кн.: Musiciens d’aujourd' hui, P., 1892, p. 128–88; Saint-Saens C., Charles Gounod et le «Don Juan» de Mozart, P., 1894; его же, Portaits et souvenirs, P., 1900; Voss P., Charles Gounod, Lpz., 1895; Tolhurst H., Gounod, L., 1904; Hillermacher P. L., Charles Gounod, P., 1906, 1914; Bellaigue C., Charles Gounod, P., 1910; Prod’homme J. et Dandelot A., Gounod, sa vie et ses oeuvres aprиs des documents inedits, v. 1–2, preface de Saint-Saлns, P., 1911; Pougin A., Gounod ecrivain, «RM», 1911, XVIII, No 4, 1911, XIX, No 2; Sоubies A. et Сurzon H., Documents inedits sur le Faust de Gounod, P., 1912; Debussy C. A., Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921; Landormy P., Faust de Gounod, йtude et analyse, P., 1922, 1944; его же, Gounod, P., 1942; Cooper M., Charles Gounod and his influence on French music, «ML», 1940, XXI; Boyer N., Trois musiciens francais: Gounod, Massenet, Debussy, P., 1946; Lalo C., Bach et Gounod, «RM», 1946; его же, De Rameau, а Ravel. Portraits et souvenirs, P., 1947; Ferchant G., Faust, sa legende et ses musiciens, P., 1948; Demuth N., Gounod. Introduction to the music of Gounod, L., 1950; Вusser H., De Pelleas aux Indes Galantes, P., 1955; его же, Charles Gounod. Preface de Darius Milhaud, Lyon, 1961; Hopkinson C., Notes on the earliest editions of Gounod’s Faust, в кн.: Festschrift O. Е. Deutsch, Kassel, 1963.

В. H. Александрова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама