Оперы
• Маддалена (сюжет и либретто М. Ливен, ор. 13, 1911; 2-я редакция 1913, не исполнялась)
• Игрок (по. Ф. М. Достоевскому, либретто Прокофьева, ор. 24, 1915-16; 2-я редакция 1927, поставлена в 1929, Королевский театр, Брюссель)
• Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, либретто Прокофьева, ор. 33, 1919, поставлена в 1921, Чикаго; 1926, Ленинградский театр оперы и балета)
• Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, либретто Прокофьева, ор. 37, 1919-27; концертное исполнение в 1954, «Театр Елисейских полей», Париж; поставлена в 1955, театр «Ла Фениче», Венеция)
• Семён Котко (либретто B. П. Катаева и Прокофьева, ор. 81, 1939; поставлена в 1940, Оперный театр им. К. С. Станиславского, Москва)
• Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, либретто Прокофьева, ор. 86, 1940; поставлена в 1946, Ленинградский театр оперы и балета)
• Война и мир (по Л. Н. Толстому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 91, 1941-43; 2-я редакция 1946-52; поставлена в 1946, Ленинградский Малый оперный театр)
• Повесть о настоящем человеке (по Б. Н. Полевому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 117, 1947-48; поставлена в 1948, Ленинградский театр оперы и балета, закрытый просмотр; 1960, Большой театр)
Оперное творчество Прокофьева →
Балеты
• Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (по русcким народным сказкам Пермской губернии, из сборника А. Н. Афанасьева, либретто Прокофьева, ор. 21, 1915; 2-я ред. 1920; пост. 1921, «Театр лирик», труппа С. П. Дягилева, Париж)
• Стальной скок (либр. Г. Б. Якулова и П., ор. 41, 1925; пост. 1927, труппа Дягилева, т-р Сары Бернар, Париж)
• Блудный сын (либр. Б. Кохно, ор. 46, 1928; пост. 1929, труппа Дягилева, там же)
На Днепре (либр. C. Лифаря и П., ор. 51, 1930; пост. 1932, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, либр. С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и П., ор. 64, 1935-36; пост. 1938, т-р «На градбах», Брно; 1940, Ленингр. т-р оперы и балета)
• Золушка (либр. Н. Д. Волкова, ор. 87, 1940-44; пост. 1945, Большой т-р; Сталинская премия, 1946)
• Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, либр. М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского, ор. 118, 1948-50; пост. 1954, Большой т-р)
Для солистов хора и оркестра
Оратория:
• На страже мира (сл. С. Я. Маршака, ор. 124, 1950; Гос. пр. СССР, 1951)
Кантаты:
• Семеро их (сл. К. Д. Бальмонта, ор. 30, 1917-18)
• К 20-летию Октября (текст-монтаж П. из соч. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, ор. 74, 1936-1937)
• Александр Невский (сл. П. и В. А. Луговского, ор. 78, 1938-39)
• Здравица (текст из русского, украинского, белорусского, кумыкского, курдского, марийского и мордовского фольклора, ор. 85, 1939)
• Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным (сл. П. Г. Антокольского, ор. 93, 1942-43)
• Расцветай, могучий край (сл. Е. А. Долматовского, ор. 114, 1947)
Вокально-симфонические сюиты:
• Песни наших дней (сл. А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные, ор. 76, 1937)
• Зимний костёр (сл. С. Я. Маршака, ор. 122, 1949; Сталинская премия, 1951)
Для оркестра
7 симфоний:
• Симфония № 1 Классическая, D-dur, op. 25, 1916-17
• Симфония № 2, d-moll, op. 40, 1924
• Симфония № 3, c-moll, op. 44, 1928
• Симфония № 4, C-dur, op. 47, 1930, 2-я ред., op. 112, 1947
• Симфония № 5, B-dur, op. 100, 1944, Сталинская премия, 1946
• Симфония № 6, es-moll, op. 111, 1945-47
• Симфония № 7, cis-moll, op. 131, 1951-52, Ленинская премия, 1957
Симфониетта (A-dur, op. 5, 1909; 2-я ред., 1914; 3-я ред., op. 18, 1929)
Сюиты:
• Ала и Лоллий (Скифская сюита, ор. 20, 1914-15)
• Шут (из балета, ор. 21 bis, 1922)
• Любовь к трём апельсинам (из оперы, ор. 33 bis, 1934)
• Стальной скок (из балета, ор. 41 bis, 1926)
• Блудный сын (из балета, ор. 46 bis, 1929)
• Четыре портрета и Развязка из оперы «Игрок» (ор. 49, 1931)
• На Днепре (из балета, ор. 51 bis, 1933)
• Поручик Киже (из музыки к фильму, ор. 60, 1934)
• Египетские ночи (из музыки к спектаклю, ор. 61, 1934)
• Ромео и Джульетта (1-я сюита из балета, ор. 64 bis, 1936, 2-я сюита из балета, ор. 64 bis, 1936, 3-я сюита из балета, ор. 101, 1946)
• Летний день (детская сюита, ор. 65 bis, 1941)
• Семён Котко (из оперы, ор. 81 bis, 1941)
• 1941 год (ор. 90, 1941)
• Золушка (1-я сюита из балета, ор. 107, 1946; 2-я сюита из балета, ор. 108, 1946; 3-я сюита из балета, ор. 109, 1946)
• Вальсы (симфоническая сюита в 6 частях, ор. 110, 1946)
• Летняя ночь (из оперы «Обручение в монастыре», ор. 123, 1950)
• Свадебная сюита (из балета «Сказ о каменном цветке», ор. 126, 1951)
Поэмы:
• Тридцать лет (ор. 113, 1947)
• Встреча Волги с Доном (ор. 130, 1951)
• Увертюра (два варианта: для 17 исполнителей и для большого оркестра, ор. 42, 1926; ор. 42 bis, 1928)
• Увертюра на еврейские темы (ор. 34 bis, 1934)
• Русская увертюра (два варианта: для четверного и тройного состава оркестра, ор. 72, 1936)
• Симфоническая картина «Сны» (ор. 6, 1910)
• Дивертисмент (ор. 43, 1925-29; концертное переложение для фортепиано, ор. 43 bis, 1938)
• Симфоническая песнь (ор. 57, 1933)
• Симфонический эскиз «Осеннее» (ор. 8, 1910)
• Сказка «Петя и волк» (сл. Прокофьева, ор. 67, 1936)
• Симфонический марш (B-dur, op. 88, 1941)
• Ода на окончание войны (ор. 105, 1945)
• Два пушкинских вальса (ор. 120, 1949)
• Цыганская фантазия (из балета «Сказ о каменном цветке», ор. 127, 1951)
• Уральская рапсодия (из балета «Сказ о каменном цветке», ор. 128, 1951)
Концерты с оркестром
5 для фортепиано:
• Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Des-dur, op. 10, 1911-12
• Концерт для фортепиано с оркестром № 2, g-moll, op. 16, 1913, 2-я редакция 1923
• Концерт для фортепиано с оркестром № 3, C-dur, op. 26, 1917-21
• Концерт для фортепиано с оркестром № 4, B-dur, op. 53, 1931, для левой руки
• Концерт для фортепиано с оркестром № 5, G-dur, op. 55, 1932
2 для скрипки:
• Концерт для скрипки с оркестром № 1, D-dur, op. 19, 1916-1917
• Концерт для скрипки с оркестром № 2, g-moll, op. 63, 1935
Для виолончели:
• Концерт для виолончели с оркестром e-moll, op. 58, 1933-38
• Симфония-концерт для виолончели e-moll, op. 125, 1950-52
• Концертино для виолончели (g-moll., op. 132, завершено другим автором)
• Концерт для 2 фортепиано и струнного оркестра (ор. 133, 1952, не закончен)
Для духового оркестра
• 4 марша (ор. 69, 1935-37)
• Марш (ор. 99, 1943-44)
Камерно-инструментальные ансамбли
• Соната для 2 скрипок (ор. 56, 1932)
Для скрипки и фортепиано:
• Соната для скрипки и фортепиано № 1 (ор. 80, 1938-46, Сталинская премия, 1947)
• Соната для скрипки и фортепиано № 2 (ор. 94 bis, 1943-44, транскрипция сонаты для флейты и фортепиано)
• 5 мелодий (ор. 35 bis, 1925)
• Соната для флейты и фортепиано (ор. 94, 1943)
• Соната для виолончели и фортепиано (ор. 119, 1949)
• Баллада для виолончели и фортепиано (ор. 15, 1912)
• Юмористическое скерцо для 4 фаготов (ор. 12 bis, 1912)
2 струнных квартета:
• Струнный квартет № 1, ор. 50, 1930
• Струнный квартет № 2 на кабардинские темы, ор. 92, 1941
• Увертюра на еврейские темы для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и фортепиано (ор. 34, 1919)
• Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса (ор. 39, 1924)
Для фортепиано
Фортепианное творчество Прокофьева →
Сонаты:
• Соната для фортепиано № 1, ор. 1, 1907, 2-я редакция 1909
• Соната для фортепиано № 2, ор. 14, 1912
• Соната для фортепиано № 3, ор. 28, 1907, 2-я редакция 1917
• Соната для фортепиано № 4, ор. 29, 1908, переложение для оркестра Andante, op. 29 bis, 1934, 2-я редакция 1917
• Соната для фортепиано № 5, op. 38, 1923, 2-я редакция, op. 135, 1952-53
• Соната для фортепиано № 6, op. 82, 1939-40
• Соната для фортепиано № 7, op. 83, 1939-42, Сталинская премия, 1943
• Соната для фортепиано № 8, op. 84, 1939-1944, Сталинская премия, 1946
• Соната для фортепиано № 9, ор. 103, 1947
• Соната для фортепиано № 10, ор. 137, 1953, не закончена
Прокофьев. Сонаты для фортепиано →
3 сонатины:
• Две — ор. 54, 1932
• 3-я — «Пасторальная», ор. 59, 1934
• Токката (ор. 11, 1912)
• Сарказмы (ор. 17, 1912-1914)
• Мимолётности (ор. 22, 1915-17)
• Сказки старой бабушки (ор. 31, 1918)
• Марш и Скерцо (2 концертные транскрипции из оперы «Любовь к трём апельсинам», ор. 33 ter, 1918)
• Вещи в себе (ор. 45, 1928)
• Мысли (ор. 62, 1933-34)
• Детская музыка (12 лёгких пьес, ор. 65, 1935)
• Ромео и Джульетта (10 пьес для фортепиано, концертная транскрипция из музыки к балету, ор. 75, 1937)
• Гавот (ор. 77, 1938, концертная транскрипция из музыки к спектаклю «Гамлет»)
• 3 пьесы из балета «Золушка» (ор. 95, 1942)
• 10 пьес из балета «Золушка» (ор. 97, 1943)
• 6 пьес из балета «Золушка» (ор. 102, 1944)
• 4 этюда (ор. 2, 1909)
Пьесы:
• 4 пьесы ор. 3 (1911)
• 4 пьесы ор. 4 (1910-12)
• 10 пьес op. 12 (1913)
• 4 пьесы ор. 32 (1918)
• 6 пьес ор. 52 (1930-31)
• 3 пьесы ор. 59 (1934)
• 3 пьесы ор. 96 (1941-42)
Для скрипки соло
• Соната для скрипки соло (ор. 115, 1947)
Для голоса и фортепиано
• Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта (ор. 9, 1910-11)
• Гадкий утёнок (сказка X. К. Андерсена, ор. 18, 1914; 2-я ред. для голоса и оркестра, 1914)
• 5 стихотворений (сл. В. И. Горянского, З. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева, ор. 23, 1915)
• 5 песен (без слов, ор. 35, 1920)
• 5 стихотворений на сл. А. А. Ахматовой (ор. 27, 1916)
• 5 стихотворений (сл. К. Д. Бальмонта, ор. 36, 1921)
• 6 песен (сл. М. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные, ор. 66, 1935)
• 3 романса (сл. А. С. Пушкина, ор. 73, 1936)
• 7 песен (сл. А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные, ор. 79, 1939)
• 3 детские песни (сл. А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в пер. С. В. Михалкова, ор. 68, 1936-39)
• 7 массовых песен (сл. В. В. Маяковского, А. А. Суркова, М. А. Мендельсон, ор. 89, 1941-42)
• Солдатская походная (сл. В. А. Луговского, ор. 121, 1950)
• 2 дуэта (обр. рус. нар. песен, ор. 106, 1945) и др.
Хоры
• Два стихотворения (для женского хора и оркестра, сл. К. Д. Бальмонта, ор. 7, 1909-10)
Обработки народных песен:
• 2 тетради русских народных песен (ор. 104, 1944)
• 5 казахских народных напевов (1927)
Музыка к драматическим спектаклям
• «Египетские ночи» (по У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину, без op., 1934, Камерный т-р, Москва)
• «Борис Годунов» Пушкина (ор. 70 bis, 1936, пост. 1957, Центр. детский т-р, Москва)
• «Евгений Онегин» (по роману в стихах Пушкина, ор. 71, 1936, Камерный т-р, Москва)
• «Гамлет» Шекспира (op. 77, 1937-38, Ленинградский драматический т-р)
Музыка к фильмам
• «Поручик Киже» (1933)
• «Пиковая дама» (1938)
• «Александр Невский» (1938)
• «Лермонтов» (1941)
• «Тоня» (1942)
• «Котовский» (1942)
• «Партизаны в степях Украины» (1942)
• «Иван Грозный» (1942; за 1-ю серию Сталинская премия, 1946; на музыку из фильма созданы: оратория, 1961, музыкальная композиция А. Л. Стасевича, сл. В. А. Луговского; балет — составлен М. И. Чулаки, 1975, Большой т-р)
Обработки для фортепиано
• Сюита из вальсов Ф. Шуберта (1920)
• Сюита из вальсов Ф. Шуберта (в 4 руки, 1923)
• Органная прелюдия и фуга Д. Букстехуде (1920)
Основные даты жизни и деятельности:
• 1891 — 11(23) IV в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Красноармейского района Донецкой обл.) в семье агронома С. А. Прокофьева родился сын Сергей.
• 1896 — Начало занятий музыкой под рук. матери. Первое соч. — «Индийский галоп» (для фп., записан матерью). 1898. — Гувернантка Луиза Роблен записала ряд фп. пьес юного П.
• 1900 — Поездка с родителями в Москву. — Посещение Большого т-ра. — Сочинение оперы «Великан» на собств. либр.
• 1901 — Сочинение оперы «На пустынных островах». — Поездка к родственникам в Калужскую губ.; любительская пост. «Великана» в усадьбе Раевских. — Занятия общеобразовательными предметами под рук. отца.
• 1902 — Поездка с родителями в Петербург и Москву. — Посещение Мариинского т-ра. — Занятия теорией музыки с С. И. Танеевым и Ю. Н. Померанцевым. — Летом в Сонцовке занятия с Р. М. Глиэром.
• 1903 — Летом второй приезд Р. М. Глиэра в Сонцовку. — Создание оперы «Пир во время чумы» по А. С. Пушкину и серии фп. миниатюр.
• 1904 — II. Поездка с матерью в Петербург для поступления в консерваторию. — Консультации у А. К. Глазунова. — Уроки у М. М. Чернова. — Работа над оперой «Ундина» (либр. М. Г. Кильштет). — IX. Экзамен и зачисление в консерваторию в класс композиции А. К. Лядова.
• 1905 — Участие в коллективном письме студентов в защиту Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из консерватории.
• 1906 — Начало дружбы с Н. Я. Мясковским; совместное музицирование. — Посещение авторских вечеров М. Регера; встреча с А. Н. Скрябиным. — Уроки инструментовки у Н. А. Римского-Корсакова.
• 1907 — Посещение «Кружка начинающих композиторов». — Завершение работы над «Ундиной».
• 1908 — Участие в кружке «Вечера современной музыки», сближение с В. Г. Каратыгиным, А. П. Нуроком, В. Ф. Нувелем. — Начало занятий дирижированием с Н. Н. Черепниным. — 18 XII. Дебют П. в 45-м собрании «Вечеров современной музыки» (исп. фп. пьес «Наваждение», «Отчаяние», «Сказка» и др.).
• 1909 — Исп. симфонии e-moll Придв. оркестром (дир. Г. Варлих). — Окончание консерватории по классу сочинения. — Поступление в класс А. Н. Есиповой (фп.).
• 1910 — Оркестровые соч. П. — эскиз «Осеннее» и симф. картина «Сны» исп. на ученическом вечере в консерватории. — Опыты в жанре романса и хор. музыки (ор. 7 и 9). — Выступления на «Вечерах современной музыки». — Знакомство с И. Ф. Стравинским.
• 1911 — Сближение с моск. кружком В. В. Держановского — редактора журн. «Музыка». — Исп. «Снов» и «Осеннего» на летних симф. концертах (дир. К. С. Сараджев, Москва, Сокольнический круг).
• 1912 — 25 VII. 1-й концерт для фп. с оркестром исполнен автором в моск. Нар. доме (дир. К. С. Сараджев). — Печатные выступления Н. Я. Мясковского в защиту музыки П. на страницах журн. «Музыка».
• 1913 — 23 VIII. Первое исп. автором 2-го концерта для фп. с оркестром. — Поездка с матерью за границу (Франция, Великобритания, Швейцария). — Встреча с К. Дебюсси в редакции петерб. журн. «Аполлон».
• 1914 — Окончание консерватории по классу фп. — Поездка в Лондон, посещение «Русских сезонов» С. П. Дягилева; создание по его заказу балета «Ала и Лоллий».
• 1915 — Поездка в Италию, — Авторские выступления в Риме. — Знакомство с итал. футуристами.
• 1916 — 16 I. Премьера «Скифской сюиты», созданной на материале балета «Ала и Лоллий». — Включение в репертуар Мариинского т-ра оперы «Игрок». — Авторские выступления в Петрограде, Москве, Киеве, Саратове. — Начало сотрудничества с изд-вом С. А. Кусевицкого.
• 1917 — Контакты с В. Э. Мейерхольдом (постановщиком «Игрока»). — Знакомство с М. Горьким. — Восторженная реакция на события Февральской революции. — Участие в «Союзе деятелей искусств» вместе с А. А. Блоком, В. В. Маяковским, В. Э. Мейерхольдом. — Замысел оперы «Любовь к трём апельсинам» (по совету Мейерхольда).
• 1918 — Возвращение в Петроград. — Дружеские встречи с В. В. Маяковским (Москва, «Кафе поэтов»). — IV. «Прокофьевская» неделя в Петрограде: исп. Классической симфонии, «Мимолётностей», 3-й и 4-й фп. сонат. — Встреча с наркомом просвещения А. В. Луначарским. — Отъезд за границу по командировке Наркомпроса. — Путешествие через Сибирь и Дальний Восток. — Авторские концерты в Токио и Йокохаме (июнь), Нью-Йорке и Чикаго (окт. — дек.).
• 1919 — Завершение оперы «Любовь к трём апельсинам» по сказке К. Гоцци для Чикагского оперного т-ра. — Конц. поездки по Америке.
• 1920 — Затруднения с постановкой оперы «Любовь к трём апельсинам» в Чикаго. — Поездка в Париж. — Конц. выступления в Калифорнии и Мексике.
• 1921 — Исп. «Скифской сюиты» и балета «Сказка о шуте...» в Париже; большой успех. — 16 XII. Первое исп. 3-го концерта для фп. с оркестром в Чикаго. — 30 XII. Премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» (там же).
• 1922 — Переезд в Германию (местечко Этталь в Баварии). — Подготовка к печати серии рукописей (для изд-ва «Edition Musicale Russe»), — Встречи в Берлине с В. В. Маяковским. — Переписка с сов. друзьями (Н. Я. Мясковским, Б. В. Асафьевым, В. В. Держановским). — Женитьба на певице Л. Льюбера.
• 1923 — Переезд в Париж. — 18 X. Первое исп. 1-го концерта для скрипки с оркестром, его неприятие в модернистских кругах Франции.
• 1924 — 9 III. Исп. 5-й сонаты для фп. в Париже; неприятие произв. публикой. — Исп. 2-го фп. концерта (2-я ред., 8 V) и кантаты «Семеро их» (29 V).
• 1925 — 6 VI. Первое исп. 2-й симфонии в концерте С. А. Кусевицкого. — пост. оперы «Любовь к трём апельсинам» в Кёльне. — Переговоры о конц. поездках в СССР. — Успешные гастрольные турне по Зап. Европе и США.
• 1926 — пост. оперы «Любовь к трём апельсинам» в Ленинграде (18 II) и Берлине (9 X). — Встреча с М. Горьким во время гастролей в Италии. — Переговоры с В. З. Мейерхольдом о переработке оперы «Игрок».
• 1927 — I-III. Пребывание в СССР. — Триумфальный успех авторских концертов П. в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. — 14 IV. Конц. исп. в Париже фрагментов из оперы «Огненный ангел» под упр. Кусевицкого. — 7 VI. Премьера балета «Стальной скок» в Париже.
• 1929 — Первые исп. в Париже 3-й симфонии (17 V, дир. П. Монтё) и балета «Блудный сын» (21 V, хореография Дж. Баланчина). — XI. Вторая поездка в Москву; дружеские контакты с В. Э. Мейерхольдом и В. В. Маяковским.
• 1930 — Трёхмесячное гастрольное турне по США. — Исп. 4-й симфонии в Бостоне (14 XI) и Париже (18 XII).
• 1931 — Активная конц. деятельность (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Чехословакия).
• 1932 — 31 X. Первое исп. автором 5-го концерта для фп. с оркестром в Берлине (дир. В. Фуртвенглер). — Приглашение в Москву для занятий по композиции с аспирантами консерватории. — Первое исп. в Париже балета «На Днепре» (т-р «Гранд-Опера», хореограф С. Лифарь) и сонаты для 2 скрипок. — XI. Третья поездка в СССР; решение П. возвратиться на Родину («я с величайшей радостью возвращаюсь восвояси на советскую землю»).
• 1933 — Летом отдых на юге Франции в доме видного коммунистич. деятеля Ж. Садуля. — Осень. Начало работы в качестве педагога-консультанта в Моск. консерватории (до 1937).
• 1934 — Конц. выступления на Украине и в Закавказье. — Отдых на берегу Средиземного моря. — Сотрудничество с моск. Камерным т-ром (музыка к спектаклю «Египетские ночи», пост. А. Я. Таирова).
• 1935 — IV. Премьера «Египетских ночей» в Камерном т-ре с музыкой П. — XII. Конц. поездка с франц. скрипачом Р. Соэтаном в Испанию и Сев. Африку.
• 1936 — 2 V. Первое исп. симф. сказки для детей «Петя и волк». — Первые исп. «Русской увертюры» и симф. сюит из «Ромео и Джульетты». — Гастрольная поездка по Зап. Европе и США.
• 1937 — Замысел кантаты о покорителях Северного полюса.
• 1938 — Последнее конц. турне за границей. — Изучение техники звукового кино в студиях Голливуда. — XI. Исп. концерта для виолончели с оркестром на Декаде сов. музыки в Москве. — 1 XII. Выпуск на экраны фильма режиссёра С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой П. — 30 XII. Премьера балета «Ромео и Джульетта» в г. Брно (Чехословакия).
• 1939 — Работа в содружестве с В. Э. Мейерхольдом над оперой «Семён Котко». — Создание дополнит. номеров к балету «Ромео и Джульетта» для Ленингр. т-ра оперы и балета. — 17 V. Первое исп. кантаты «Александр Невский». — 21 XII. Первое исп. кантаты «Здравица».
• 1940 — 11 I. Первая пост. балета «Ромео и Джульетта» в Ленингр. т-ре оперы и балета (балетм. Л. М. Лавровский). — 20 IX. Премьера оперы «Семён Котко» в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского.
• 1941 — V-VI. Закрытые показы комич. оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского. — Главы автобиографии П. опубликованы в журн. «Советская музыка». — Женитьба на поэтессе М. А. Мендельсон. — Первые отклики на события Великой Отечеств. войны 1941-45: симф. сюита «1941 год», песни и марши. — Эвакуация в Нальчик. — XI. Переезд в Тбилиси.
• 1942 — Переезд в Алма-Ату по приглашению С. М. Эйзенштейна для работы над фильмом «Иван Грозный». — IX. Первое исп. 2-го квартета в Москве. — Успешные исп. кантаты «Александр Невский» в Великобритании и США. — Поездка в Москву с остановкой в Семипалатинске (для работы над мушкой к фильму «Партизаны в степях Украины»).
• 1943 — 18 I. С. Т. Рихтер впервые исп. 7-ю сонату для фп. — II. Замысел казах, комич. оперы «Хан Бузай». — VI. Переезд в Пермь. — X. Возвращение в Москву.
• 1944 — 21 II. Первое исп. кантаты «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным». — 16 X. Первый показ оперы «Война и мир» (под фп., Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва). — 30 XII. Исп. Э. Г. Гилельсом 8-й сонаты для фп.
• 1945 — 13 I. Первое исп. 5-й симфонии (последнее дирижёрское выступление П.). — Тяжёлое заболевание (гипертония). — После длительного лечения работа в Доме творчества в Иваново. — 7 VI. Конц. исп. оперы «Война и мир» в Большом зале консерватории (дир. С. А. Самосуд). — 21 XI. Премьера балета «Золушка» в Большом т-ре (балетм. Р. В. Захаров).
• 1946 — 12 VI. Сценическая премьера оперы «Война и мир» в Ленингр. Малом оперном т-ре (первые 8 картин). — 23 X. Первое исп. сонаты для скрипки и фп. (ор. 80) Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным. — 3 XI. пост. оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») в Ленингр. т-ре оперы и балета. — 22 XII. Балет «Ромео и Джульетта» впервые пост. в Большом т-ре.
• 1947 — Временное улучшение состояния здоровья в результате почти безвыездного пребывания на загородной даче в пос. Николина Гора. — Взлёт творч. активности: завершение 6-й симфонии (первое исп. 11 X, зал Ленингр. филармонии, дир. Е. А. Мравинский), новой редакции 4-й симфонии, а также 9-й фп. сонаты.
• 1948 — Сближение с дирижёром С. А. Самосудом. — 3 X. Неудачный показ оперы «Повесть о настоящем человеке» в Ленингр. т-ре оперы и балета (закрытый просмотр).
• 1949 — Тяжёлый рецидив болезни. — Сотрудничество с С. Я. Маршаком (начало работы над симф. сюитой «Зимний костёр» и ораторией «На страже мира»).
• 1950 — 1 III. Первое исп. сонаты для виолончели и фп. — 19 XII. Первые исп. сюиты «Зимний костёр» и оратории «На страже мира».
• 1951 — 21 IV. Чествование П. в Союзе композиторов по случаю 60-летия со дня рождения.
• 1952 — 18 II. Первое исп. симфонии-концерта для виолончели с оркестром. — Присуждение П. персональной пенсии. — Решение об издании избранных сочинений композитора. — Окончание 7-й симфонии (по заказу Всесоюзного радио). — 11 X. Первое исп. 7-й симфонии. — Замысел концерта для двух фп. и струн. оркестра.
• 1953 — Работа с коллективами Большого т-ра и Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко по подготовке спектаклей балета «Каменный цветок» и оперы «Война и мир». — П. сочинил эскизы Концертино для виолончели с оркестром и сонаты для виолончели соло. — 5 III. Смерть на моск. квартире от кровоизлияния в мозг. — Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Собрания сочинений:
Тома 1-20, Москва, 1955-67.
Литературные сочинения и письма:
А. Станчинский. Эскизы для фортепиано, «Музыка», 1913, No 148; H. Мясковский. Соната No 1 для фортепиано, там же, 1915, No 210; Музыкальные инструменты футуристов, там же, 1915, No 219; (Об «Игроке»), «Вечерние биржевые ведомости», 1916, 12 мая; (Еще об опере «Игрок»), «Вечернее время», 1916, 13 мая; (О самом себе), «The Musical Observer» N. Y., 1918; Париж, весенний сезон 1925, «De Musica», Временник разряда истории и теории музыки, 1925, вып. 1; Беседа с С. Прокофьевым, «Музыка и революция», 1927, No 3; Музыкальная жизнь Парижа, «Советский театр», 1932, No 12; За шесть дней, «Советское искусство», 1933, 20 янв.; О музыке САСШ, там же, 1933, 26 ноября; Из переписки С. Прокофьева и С. Эйзенштейна, «СМ», 1961, No 4; Письма С. С. Прокофьева к В. В. Держановскому, в кн.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962; Прокофьев С. С. и Алперс В. В. Переписка, в сб.: Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962; Последнее письмо С. Прокофьева (фотокопия), «СМ», 1963, No 3; «Моя музыка навсегда останется русской», там же, 1970, No 4; Из эпистолярного наследия, публикация подготовлена И. Мартыновым, там же, 1971, No 4; Автобиография, М., 1973; Переписка (с Н. Я. Мясковским), М., 1977.
Литература:
Н. Сем, XLV вечер современной музыки (фп. пьесы), «Слово», 1908, 20 дек.; Каратыгин В., Молодые русские композиторы, «Аполлон», 1910, No 12; его же, Петербургский летний сезон, там же, 1913, No 7; его же, Музыка, там же, 1914, No 5; его же, 2-й абонементный концерт Зилоти, «Музыкальный современник», 1915, вып. 5; его же, Концерты Прокофьева, «Наш век», 1918, 6 апр., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Достоевский и музыка, «ЖИ», 1921, 15, 29 нояб., 13 дек., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Новая музыка, «ЖИ», 1924, No 23, то же, в кн.: С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, М., 1961; А, Н., Музыкальный вечер в «Аполлоне», «Аполлон», 1910, No 7; О. В., Концерты в С.-Петербурге. Консерваторский акт, «РМГ», 1914, 1-8 июня; Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Петроградские куранты, ст. 1, 3, 4, 9, 12, «Музыка», 1914, No 203; 1915, No 208-209, 226; 1916, No 249; его же, Первый абонементный концерт Зилоти, «Хроника журнала Музыкальный современник», 1916, No 3; его же, Второй внеабонементный концерт А. Зилоти, там же, 1916, No 5-6; его же, Путь к радости. (О намечающемся в русской музыке новом пути развития), «Новая жизнь», 1917, 26 июля; его же, Предвосхищение будущего, «ЖИ», 1918, 31 окт.; его же, Про композиторов-современников, там же, 1919, 15 янв.; его же, Русская симфоническая музыка за 10 лет, «Музыка и революция», 1927, No 11; его же, Сергей Прокофьев, Л., 1927; его же, За восемь лет, «Современная музыка», 1927, No 19; его же, Прокофьев-исполнитель, «ЖИ», 1927, No 7; его же, К 25-летию музыкальной деятельности Сергея Прокофьева, в кн.: Любовь к трем апельсинам. Опера С. Прокофьева, (Л.), 1934; его же, Три имени. Через прошлое к будущему, «СМ», 1943, No 1, то же, Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Sergej Prokofev, «Tempo», Praha, 1947, rocnik 19, No 4; то же, «CM», 1958, No 3; (Мясковский H.), Сергей Прокофьев, op. 10. Первый концерт для фортепиано с оркестром, «Музыка», 1914, No 194, то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, Статьи, письма, воспоминания, т. 2, М., 1960; Maлков Н., Концерты в Петрограде, «РМГ», 1915, No 5; его же, Прокофьев в Ленинграде, «ЖИ», 1927, No 8; его же (под псевд. Исламей), А. В. Луначарский о творчестве Бетховена и Прокофьева, там же, 1926, No 22, то же, в кн.: Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1971; Жиляев Н., Сергей Прокофьев, «К новым берегам», 1923, No 1; его же, Характерные черты творчества Прокофьева, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924; Сараджев К., Сергей Прокофьев. Концерт для скрипки, ор. 19, «К новым берегам», 1923, No 3; Фейнберг С., О фортепианном стиле С. Прокофьева, там же, 1923, No 1; Беляев В., Возвращение Прокофьева, «ЖИ», 1927, No 6; его же, Сергей Прокофьев. (Творческий и жизненный путь), М., 1932; Богданов-Березовский В., Сергей Прокофьев, «Рабочий и театр», 1927, No 18; Держановский Вл., Увертюра ор. 42 С. Прокофьева, «Современная музыка», 1927, No 19; Кузнецов К., Живой облик Прокофьева, там же, 1927, No 20; Нейгауз Г., Сергей Прокофьев, «Музыка», 1937, No 29; его же, Первая крупная удача, «СМ», 1940, No 10; Hестьев И., Материалы к творческой биографии Прокофьева, «СМ», 1941, No 4; его же, О стиле С. Прокофьева, в сб.: Сов. музыка, вып. 4, М., 1946; его же, Путь Сергея Прокофьева, «СМ», 1953, No 5, то же в кн.: Советская симфоническая музыка, М., 1955; его же, Прокофьев, М., 1957, перераб. и доп. изд. под назв.: Жизнь Сергея Прокофьева, М., 1973; Шлифштейн С., Творчество С. Прокофьева в дни войны, «Информационный сборник», 1944, No 5-6; его же, С. С. Прокофьев. Заметки о творчестве в годы Великой Отечественной войны, в сб.: Сов. музыка, вып. 5, М., 1946; его же, О Прокофьеве — композиторе и человеке, «МЖ», 1961, No 7; его же (сост.), С. С. Прокофьев, Нотографический справочник, М., 1962; его же (сост.), Сергей Прокофьев. (Альбом, М., 1965); его же, Слово о Прокофьеве. К 75-летию со дня рождения, «МЖ», 1966, No 8; Шостакович Д., Советская музыка в дни войны, «Литература и искусство», 1944, 1 апр.; его же, Опера «Война и мир» в концертном исполнении, «Советское искусство», 1945, 12 окт.; его же, Симфония света и радости жизни, «СМ», 1957, Мб; КабалевскийДм., Чудесная дружба, там же, 1961, No 4; Хохловкина A., «Война и мир» Сергея Прокофьева, там же, 1946, No 8-9; К 60-летию С. С. Прокофьева, там же, 1951, No 4; Памяти С. Прокофьева. (Некролог), там же, 1953, No 4; С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, (сост., ред., примечания и вступ. статья С. И. Шлифштейна), М., 1956, 1961; Журдан-Моранж Э., Парижский сезон, (пер. с франц. Г. Эдельмана), «СМ», 1957, No 6; Берков В., О гармонии С. Прокофьева, там же, 1958, No 8; Maртынов И. И., Сергей Прокофьев, М., 1958; его же, С. Прокофьев. Жизнь и творчество, М., 1974; Сабинина М., Сергей Прокофьев, (М., 1958); её же, «Семён Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; её же, «Поручик Ниже» в балете, «СМ», 1963, No 7; Ярустовский Б., Опера и современность. Заметки о стиле некоторых советских опер, там же, 1958, No 4; его же. Прокофьев и театр. Заметки о драматургии, там же, 1961, No 4; Боганова Т., О русских традициях в творчестве Прокофьева, там же, 1959, No 8; её же, О ладовых основах и вариантности строения мелодии в поздних симфониях Прокофьева, в кн.: Труды кафедры теории музыки Моск. гос. консерватории, вып. 1, М., 1960; её же, Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева, М., 1961; Гаккель Л., О пианистическом искусстве Прокофьева, «СМ», 1959, No 8; его же, Фортепьянное творчество С. С. Прокофьева, М., 1960; его же, О фортепьянном стиле Прокофьева периода 1914-1918 годов, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Блок В., Об эволюции стиля и о некоторых особенностях творческого метода С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Особенности варьирования в инструментальных произведениях Прокофьева, там же, вып. 3, М., 1965; его же, Утверждение героики, «СМ», 1966, No 11; его же, Основные особенности неимитационной полифонии Прокофьева, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; его же, Виолончельное творчество Прокофьева. Исследование, М., 1973; Левашёв Ю., Музыка балета «Золушка» С. Прокофьева, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Запорожец Н. В., Некоторые композиционные особенности творчества С. Прокофьева, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Слонимский Ю., Встречи с Прокофьевым, «МЖ», 1960, No 5; Pайер Ю., Записки балетного дирижера, «СМ», 1960, No 10; Чепелевский С., В мире шахмат, «Шахматы в СССР», 1960, No 12; Дельсон В. Ю., Фортепианные концерты С. Прокофьева, М., 1961; его же, художник мужественный, светлый..., «СМ», 1964, No 8; его же, Самобытный пианист, там же, 1967, No 4; его же. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева, М., 1973; Ермолаев A., О Прокофьеве, «СМ», 1961, No 4; Караев К., Мысли о Прокофьеве, там же; Самосуде., Вспоминая встречи с С. Прокофьевым, там же; Холопова В., Холопов Ю., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1961; Яунзем И., О Прокофьеве, «СМ», 1961, No 4; её же, Жизнь в песне, там же, 1967, No 12; Мендельсон М., В Алма-Ате, там же, 1962, No 8; её же. Из воспоминаний, там же, 1963, No 3; Орджоникидзе Г. Ш., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1962; его же, Шекспир и Прокофьев, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Сергей Прокофьев. 1953-1963. Статьи и материалы. (Сост. и ред. И. В. Нестьев и Г. Я. Эдельман), М., 1962, дополн. и перераб., М., 1965; Скорик М., Прокофьев и Шенберг, «СМ», 1962, No 1; его же, Особенности лада музыки Прокофьева, К., 1967; его же, Ладовая система С. Прокофьева, с предисл. Д. Кабалевского, К., 1969; Слонимский С., Черты симфонизма С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Симфонии Прокофьева. Опыт исследования, М.-Л., 1964; Черты стиля Прокофьева. Сб. теоретических статей, (сост., ред. Л. Бергер), М., 1962; Катонова С., Балеты Прокофьева, М., 1962; Арановский М., О некоторых стилевых особенностях лирической мелодики С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, Л., 1963; его же, Стилевые черты инструментальной мелодики раннего Прокофьева, там же, вып. 4, М.-Л., 1965; его же, Мир Прокофьева, «МЖ», 1967, No 21; его же, Путь к расцвету, «СМ», 1968, No 4; его же, Мелодика С. Прокофьева. Исследовательские очерки, Л., 1969; Данько Л., Оперы Прокофьева, Л., 1963; Земцовский И., О двух типах трактовки вводного тона в произведениях С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, М., 1963; Рождественский Г., Неизведанный мир, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Roгожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, М.-Л., 1964; её же, Романсы и песни С. С. Прокофьева, М., 1971; Степанов О. Б., Мастерство, достойное восхищения, «СМ», 1964, No 11; его же, О некоторых особенностях музыкальной драматургии оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», в кн.: Труды гос. ин-та им. Гнесиных, вып. 8, М., 1968; его же. Синтез новаторства и традиций. («Любовь к трем апельсинам»), «СМ», 1970, No 6; его же, Театр масок в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», М., 1972; Бирман С, Встреча с Прокофьевым, «СМ», 1965, No 9; Василенко С., Балеты Прокофьева, М.-Л., 1965; Глиэр Р., Письма к М. Р. Ренквист (о С. С. Прокофьеве), «СМ», 1965, No 10-11; Кремлёв Ю., Эстетические взгляды С. С. Прокофьева. По материалам высказываний, М.-Л., 1966; Леман A., Его музыка живет, «СМ», 1966, No 4; Тер-Мартиросян Т., Некоторые особенности гармонии Прокофьева, Л., 1966; Тюлин Ю., На пути к признанию. Страницы воспоминаний, «МЖ», 1966, No 8; Якубов М., Величайший мелодист XX века, «СМ», 1966, No 4; его же, Полифонические черты мелодики Прокофьева. (Имитационные формы скрытой полифонии), в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Морозов С., Прокофьев, М., 1967 (Жизнь замечательных людей); Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967; его же, Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Xолoпова В., О ритмике Прокофьева, там же; её же, Симметрия интервалов в музыке Прокофьева, «СМ», 1972, No 4; Тараканов М., Стиль симфоний Прокофьева. Исследование, М., 1968; Кончаловская Н., Непридуманные рассказы. Праздник в будни, «Москва», 1969, No 11; Киселева Е. И., Полигармония и политональность в творчестве С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, M., 1970; Сохoр A., Воплощая ленинскую тему, «СМ», 1970, No 4; Pаисов Ю., Еще раз о политональности, «СМ», 1971, No 4; С. Прокофьев. Статьи и исследования, сост. В. Блок, М., 1972; Eвсеева Т., Сергей Прокофьев — пианист, «МЖ», 1972, No 8; Куницына И. С., Роль имитационной полифонии в драматургии музыкальной формы произведений С. С. Прокофьева, в кн.: Научно-методические записки Уральской консерватории, вып. 7, Свердловск, 1972; Poulenc F., La musique de piano de Prokofieff, в кн.: Musique russe, v. 2, P., 1953 (рус. пер. — Пуленк Ф., Его фортепианная музыка, «СМ», 1968, No 4).
И. В. Нестьев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.